Вопрос к детским психологам, а также к тем, кто имеет собственный опыт воспитания детей и сталкивался с обозначенной в сабжекте проблемой
( Read more... )
Здравствуйте, Вы мальчику кто? Мама? Интересно, как Вы ставите вопрос: должен или нет мальчик или не стоит серьезно воспринимать? Т.е. как будто ждете, что есть некий универсальный рецепт, о котором Вы просто не знаете. А его нет. Если Вам важно исследовать, что именно происходит в этой ситуации, давайте разбираться.
Я не жду универсальный рецепт. Однако обычно есть некие общие сведения, которые полезно знать, чтобы применять их в своей конкретной ситуации, учитывая специфику. Я, видите ли, опыта работы с детьми особо не имею, и свой ребенок у меня первый, и я знаю, что внешняя мотивация легко подавляет внутреннюю. "Стоит ли серьезно воспринимать" - имелось в виду, стоит ли думать, что звездочки, получаемые в 4 года за уборку в комнате, могут как-то сильно повлиять на формирование..ээ...структуры мотивации субъекта в будущем :)
Я пока не очень понимаю, как происходят описанные ситуации. То ли Вы говорите ребенку что-то сделать (убрать игрушки), а он не делает. То ли Вы хотели бы, чтобы Вы один раз сказали, что каждый вечер нужно убирать игрушки, а он этого не делает. На это 4-х летний ребенок не способен. Что касается звездочек. Могут повлиять. Готовы ли Вы в будущем давать звездочки за помощь по дому, делание уроков, вставание в школу? На мой взгляд, важно понять, почему для мальчика просто слово мамы не имеет значения. А это снова упирается в возможности выполнения ребенком предъявляемях требований.
Ситуации эти возникают, когда мама приходит и говорит, что надо кончать играть, потому что пора обедать или спать, а перед этим неплохо бы освободить стол или разгрести на полу дорожку. Ребенок хочет продолжать играть, ему неинтересно ложиться спать или убирать игрушки. Он говорит: ну еще 5 минуточек. Через 5 минуточек он говорит: нет-нет, еще 5 минуточек! Принцип удовольствия пока не сменился принципом реальности, что тут скажешь. Что касается решения этой проблемы в будущем, то я полагаю, что ребенок, становясь старше, начинает лучше понимать последствия своих действий, лучше себя контролирует, ему проще объяснить более абстрактные основания, почему надо делать то и это. Звездочки с более старшими детьми продолжают существовать в большинстве случаев, насколько я могу судить по окружающим. Обычно они имеют форму доступа/недоступа к компьютеру/телевизору.
Для меня суть воспитани в том, чтобы перевести мотивацию из внешней во внутреннюю. Ни звездочки, ни лишение телевизора/компьютера эту задачу не решают. Возможно, для вас будет полезной информация, что у 4-х летнего ребенка вся жизнь крутится вокруг игры. И важно с одной стороны давать ребенку завершить игру, с другой соблюдать определенную твердость. Например, мама может сказать ребенку, что через 10 минут настанет время дл обеда/ужина/сна, за это время нужно завершить игру и немного прибрать. Первое время, за эти 10 мин напоминать ребенку 2-3 раза, потом уменьшать количество напоминаний. так же важно помнить, что волевая регуляция созревает у детей к 9 годам.
Может. Имеет смысл рассматривать конкретный случай, а не предполагаемый. Мои слова отнюдь не означают, что развивать волю ребенка не нужно. Скорее, важно помнить о порядке развития и не требовать от ребенка того, что он сделать пока не может.
я понимаю, что нужно) я к тому, что если не развилась - значит, родители не доработали? Или могут все-таки быть какие-то индивидуальные особенности ребенка?
Конечно, могут. Все же дети разные. А нормы - это нечто среднее, то к чему приходит большинство к определенному возрасту. Норма - как ориентир, когда нужно насторожиться, а когда все в порядке. Если человека что-то настораживает в поведении ребенка, его стоит показать специалистам (невропатологу, детскому психологу). Это не форумно-жежешная тема)
"И важно с одной стороны давать ребенку завершить игру, с другой соблюдать определенную твердость."
Извините, Анастасия. Хочу задать вопрос. Если ребёнок действительно был занят именно игрой, а не манипулировал с игрушками только как с предметами, скажем, лишь меньшими по размеру по сравнению с обычными бытовыми предметами (а игра, как я думаю, есть реализация вовне собственного представления о мире, т.е. творчество, мышление в действии с помощью предметов-заместителей или предметов-символов, или с помощью образной игрушки...), то почему непременно нужно побуждать или убеждать его убирать собственные "следы" от этих размышлений (или "проявлять твёрдость" ещё каким-то другим путём)? Т.е., как бы стремиться к стиранию этих "следов" - ведь так получается, по факту?
Как бы Вам сказать. Я лично не считаю, что ребенок должен в 4 года убирать за собой игрушки. Но т.к. топикастер спрашивает не об этом, свою точку зрения ему не предлагаю. Твердость имею ввиду не в уборке, а во времени. Договрились 5 минут, значит через 5 минут уходим есть/спать или делать то, о чем была договоренность. Могу предположить, что есть родители для которых ценно, чтобы ребенок убирал игрушки как по причине маленького пространства в квартире, так и по причине представлений родителей. Они имеют право на свои взгляды.)
Да хоть 30, за 40 минут. Разве в этом дело?!.. Я тоже уважаю ценности родителей. А как же быть с тем, что может быть ценно для ребёнка, для развития его представлений, его мышления..., но может быть недооценено родителями, в силу разных причин?
Вы мальчику кто? Мама?
Интересно, как Вы ставите вопрос: должен или нет мальчик или не стоит серьезно воспринимать? Т.е. как будто ждете, что есть некий универсальный рецепт, о котором Вы просто не знаете. А его нет.
Если Вам важно исследовать, что именно происходит в этой ситуации, давайте разбираться.
Reply
Reply
Что касается звездочек. Могут повлиять. Готовы ли Вы в будущем давать звездочки за помощь по дому, делание уроков, вставание в школу? На мой взгляд, важно понять, почему для мальчика просто слово мамы не имеет значения. А это снова упирается в возможности выполнения ребенком предъявляемях требований.
Reply
Что касается решения этой проблемы в будущем, то я полагаю, что ребенок, становясь старше, начинает лучше понимать последствия своих действий, лучше себя контролирует, ему проще объяснить более абстрактные основания, почему надо делать то и это. Звездочки с более старшими детьми продолжают существовать в большинстве случаев, насколько я могу судить по окружающим. Обычно они имеют форму доступа/недоступа к компьютеру/телевизору.
Reply
Возможно, для вас будет полезной информация, что у 4-х летнего ребенка вся жизнь крутится вокруг игры. И важно с одной стороны давать ребенку завершить игру, с другой соблюдать определенную твердость. Например, мама может сказать ребенку, что через 10 минут настанет время дл обеда/ужина/сна, за это время нужно завершить игру и немного прибрать. Первое время, за эти 10 мин напоминать ребенку 2-3 раза, потом уменьшать количество напоминаний. так же важно помнить, что волевая регуляция созревает у детей к 9 годам.
Reply
А если не созрела? Ведь может быть такое? Как тогда?
Reply
Мои слова отнюдь не означают, что развивать волю ребенка не нужно. Скорее, важно помнить о порядке развития и не требовать от ребенка того, что он сделать пока не может.
Reply
Reply
Если человека что-то настораживает в поведении ребенка, его стоит показать специалистам (невропатологу, детскому психологу). Это не форумно-жежешная тема)
Reply
Reply
Reply
Извините, Анастасия. Хочу задать вопрос. Если ребёнок действительно был занят именно игрой, а не манипулировал с игрушками только как с предметами, скажем, лишь меньшими по размеру по сравнению с обычными бытовыми предметами (а игра, как я думаю, есть реализация вовне собственного представления о мире, т.е. творчество, мышление в действии с помощью предметов-заместителей или предметов-символов, или с помощью образной игрушки...), то почему непременно нужно побуждать или убеждать его убирать собственные "следы" от этих размышлений (или "проявлять твёрдость" ещё каким-то другим путём)? Т.е., как бы стремиться к стиранию этих "следов" - ведь так получается, по факту?
Reply
Могу предположить, что есть родители для которых ценно, чтобы ребенок убирал игрушки как по причине маленького пространства в квартире, так и по причине представлений родителей. Они имеют право на свои взгляды.)
Reply
Я тоже уважаю ценности родителей. А как же быть с тем, что может быть ценно для ребёнка, для развития его представлений, его мышления..., но может быть недооценено родителями, в силу разных причин?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment