Sep 24, 2010 13:44
По строгим канонам консультирования и психотерапии, решение прийти на консультацию должно приниматься исключительно клиентом. То же касается и о продолжении работы и записи на последующие сессии. Основная причина такой строгости - необходимость того, чтобы решение о работе над собой принимал сам клиент, а не психолог за него.
Однако любой практикующий специалист понимает, что от количества клиентов зависит его благосостояние. В современном мире заниматься самопродвижением необходимо.
Вот некоторые из приемов продвижения, активно использующиеся в сфере психологии.
Пригласить на консультацию. После окончания сессии психолог спрашивает, когда клиент хочет назначить следующую. Рассказ специалиста о том, что может дать длительная работа, а также прямое предложение записаться на следующую сессию повышает вероятность продолжения работы примерно на 40%. Но это неприемлемо с точки зрения классического психоанализа. Также один из родоначальников семейной психотерапии Карл Витакер никогда не предлагал клиентам прийти повторно, ожидая их решения.
Отследить результаты. Иногда в рамках работы клиент и психолог отслеживают положительные изменения. Этот прием часто используется в бихевиоральной терапии и не только, он позволяет клиенту заметить свои достижения, ободряет. Но он же подчеркивает значение работы, удерживая клиента в терапии. Нередко терапевт подталкивает клиента на подтверждение достижений, чтобы замотивировать его на работу.
Скидки. Консультации и тренинги по скидке, скидка при оплате сразу нескольких сессий - современный маркетинг богат подобными способами манипулирования потребителями. По классическим канонам показалось бы дикостью, тем более что помимо «простого выгодного предложения» здесь скрывается мощная манипуляция. Но активно используется многими специалистами.
Конкретные предложения. Точно предсказать результат работы вряд ли сможет хоть один психолог - до того сложен и неоднозначен процесс психотерапии. Однако для того, чтобы донести до публики, что можно получить от работы с психологом, специалисты вынуждены красочно описать результаты, как можно более практичнее и ощутимее. Можно ли назвать это обманом клиентов? Или это стандартным маркетинговый шаг?
Эта запись - скорее размышление, чем ответ на вопрос. Современные методы маркетинга необходимы для того чтобы найти себе клиентов, но они противоречат многим принципам работы психолога. Как найти золотую середину? Что выбрать в качестве личных принципов работы?
продвижение,
кодекс психолога,
маркетинг,
тренинги,
консультации