Проблема применения рисуночных методик в условиях детского сада

Jun 05, 2010 18:36

Последние полгода мне доводится работать психологом в детском саду (в том числе с детьми с проблемами в речи и задержкой психического развития). В своей работе часто приходится применять рисуночные методики - некоторыми своими наблюдениями и соображениями по этому поводу рискну с вами поделиться.

Когда я только пришла в это учреждение, мне удалось некоторое время понаблюдать за работой психолога, которая до меня была на этом месте.

Наблюдала я следующее. Дает она на групповом (?!) занятии задание нарисовать себя (предварительно дети долго и с комментариями изучают внешность в зеркале). А после занятия начинается анализ-интерпретация, которая звучит примерно так: «Ну, эта глупенькая девочка, а вот у этой эмоционально все хорошо». То есть по одному и тому же материалу, с одной и той же исходной инструкцией идет непоследовательная трактовка то через призму эмоционального состояния, то через когнитивное развитие.

Ведь правда. Вот не рисует девочка себе руки. Мы можем сказать, что у нее проблема в сфере контактов и общения с людьми, а можем приписать это феномен низкому уровню умственного развития.

Конечно, нужно всегда сначала ставить цель исследования, а потом строить оное, точно ей следуя. Но как довести это до ребенка? Как развезти в инструкции «рисуй человека как себя» и «рисуй человека вообще»? Как разделить эту тонкую грань? И возможно ли это?

С другой стороны - такой пример. Вот провожу я диагностику школьной готовности, используя при этом тест Керна-Йирасека. Дети рисуют мужчину, как они его себе представляют. И вот у одной девочки есть на рисунке все подробности и детали, но сама человеческая фигура занимает на листе бумаги очень мало места. От этого рисунок получается немножко смазанным. (потом оказывается, что девочка эмоционально не очень благополучна, плохо общается с детьми, отличается плохим поведением и частым мрачным настроением)
Можно ли такое уменьшение рисунка считать проявлением эмоциональных особенностей?




А вот мальчик. Вроде относительно неплохо рисует мужчину, но потом дорисовывает ему вампирьи клыки (проблемы у него с агрессивным поведением).




Собственно вопрос мой заключается в том, как при использовании рисуночных методик, основанных на изображении человеческой фигуры (хотя, только ли в них?) дифференцировать проявления особенностей когнитивной и эмоциональной сфер? Возможно ли это сделать? И есть ли тут вообще проблема или эти мои умозаключения порождены неопытностью?



педагогическая психология, психодиагностика

Previous post Next post
Up