Уважаемые сообщники, я хочу поделиться с вами информацией о том, как устроена и работает сейчас психологическая служба в США -- для общего интересу и для сравнения с тем, как у оно нас. Проще всего мне это сделать, дав ссылку на свою статью на эту тему:
Психологическая служба в США. Статья эта была написана несколько лет назад, но за это время
(
Read more... )
Так, скажем, детские канселоры, работающие в школах, кроме общей для всех психологов базовой подготовки, должны особое внимание уделить знаниям детской психологии, работе с родителями и учителями.
Канселоры-геронтологи, работающие в домах для престарелых, кроме общей для всех психологов базовой подготовки, должны особое внимание уделить знаниям психологии пожилых людей, работе с семьёй и с теми, кто о заботится о стариках.
Другими словами, специализация определяется местом работы и контингентом пациентов. И ежели специалист по детской психологии решит уйти из школы и пойти работать в дом престарелых, то ему (ей) надо будет добавить себе специфических знаний и умений в этой области, постажироваться с годик, а потом уже и самому (самой) быть с усами.
Я так понимаю, что Вы исходите из того, что есть такие психологи - специалисты широкого профиля, которые знаю всё, и легко, спокойно, а главное, квалифицированно могут работать и с детьми, и со стариками, и с инвалидами, и с геями, и с наркозависимыми, и с больными, и т.д. и т.п.
Возможно, такие уникумы и впрямь есть. Однако, как показал американский опыт (начинали-то они тоже без особой специализации), в реальности такая универсальность чаще всего означает недоквалифицированность. Потому что каждое из этих направлений -- довольно серьёзная и широкая область знаний и умений.
В Штатах есть другое -- психологи, работающие автономно (не в школе, не в клинике, не в доме для престарелых, а у себя в офисе), которые специализируются на нескольких направлениях одновременно, причём опять же исходя из "естественной кластеризации". Ну, там "специализируюсь на семейной терапии, детской и подростковой психологии, лечении алкогольной и наркозависимости, проблемах взаимоотношений геев и лесбиянок..." -- это вполне типичный список. Т.е. на том, что и впрямь часто бывает взаимосвязано. Но не на всех пятидесяти. Тут они проявляют скромность :)
Reply
которые потом обрастают частной спецификой.
я же исхожу из того, что есть такие психологи, которые вникают в специфику клиента
и приводят ее в решаемую базовую форму. а для этого нужно не применять сразу наиболее зарекомендовавшие себя методы по работе с типичным представителем такого-то кластера, а узнавать его специфику, что предполагает совершенно иную исходную точку зрения в общении и в _отношении_ к своим профессиональным знаниям.
если говорить кратко, кластеризация людей не заменяет полноценную диагностику,
к специалисту нужно обращаться после того, как специалист-диагност уточнит
проблему. а в американской системе таким специалистом является сам клиент или
вообще чиновник.
Reply
Ещё раз пример. В школе есть школьный канселор, образованный теоретически, как в области общей психологии, так и в "специфической школьной", и натренированный практически на работу в области детской психологии, специфики школьной среды, взаимоотношений в семье и между родителями и учителями. Работая с каждым конкретным ребёнком, он изучает его личность и ситуацию, выявляет проблемы, помогает их решать, причём, не только на уровне данного ребёнка, но и на уровне семьи, а если надо и школьного коллектива. И опять же, если канселор видит, что он столкнулся с чем-то, что выходит за рамки его подготовки, то направит к другому специалисту, в частности, иногда даже к психиатру.
Конечно, я говорю об идеале. К сожалению, не все реальные школьные канселоры хороши, и не везде они есть, даже в Штатах.
В общем, похоже, мы уже зашли в область, где нужно просто бОльшее "общее знание и понимание предмета", что ли... И ещё. Я сейчас не защищаю американскую систему, а вроде как проясняю её. Идеальных систем нет, и найти слабые места можно везде. Другое дело, что не стоит усматривать слабости там, где их вроде бы и нет...
Reply
в США первый психолог, которого встречает потенциальный пациент, является специалистом. также в США совершенствование образования почти синонимично получению специализации.
и если говорить о картине в целом, о статистике и пр. эта позиция будет самой эффективной.
Reply
Leave a comment