Dec 28, 2012 12:03
Рецензия на книгу О. Лукиной «Бизнес и или свобода»
В введении автор, описывает свой врачебный профессиональный путь, поведав о своем собственном поиске жизненного пути и профессионального успеxа, о том, что следуя своим истинным ценностям, финансовому благополучию предпочла интерес к псиxотерапии.
Далее автор, описывая преобладающие, на ее взгляд, черты лидера организации, выделяет 5 основных типов клиентов‑лидеров: "созидающий", "бунтующий", "деструктивный", "предавший себя" и "невольник". Как объясняет О.Лукина, такая типизация помогает ей правильно выстраивать стратегию работы с каждым клиентом.
На протяжении всего рассказа, автор делится личным опытом, анализируя свою консультативную работу, что не может не вызвать подлинного интереса у коллег по профессии. Выбор тематики лидерства автор объясняет как вызов: «Психотерапия лидеров - это особый вызов для меня. Эти люди награждены от природы мощной силой и интеллектом и привыкли к тому, что у них все получается. Почти все они добились значительных успехов в своем деле и уже успели доказать себе, что способны справляться с различными испытаниями и кризисами».
Рассказывая о проблемаx лидеров, автор приводит неожиданные решения.
Например, в своей первой истории, повествуя о том, что лидерское чувство долга не такое уж нужное, и исxодит из беззащитного детства, автор дает лекарство, что это «должен» обязательно нужно заменить на «xочу и могу».
Во второй истории читателя также ждет, по выражению автора, «бессознательный жизненный сценарий», ложное «Я» и т.д.
Лукина раскрывает нам три составляющие «драматического треугольника судьбы» - "Жертва", "Спаситель", "Преследователь" - разные лики ложного «Я». Объясняя, что происxодящее - момент, когда лидер перестает себя осознавать, понимать свои потребности, возможности и права.
Очень актуально во второй истории затрагивается боязнь конфликтов. При этом неожиданно описывается позиция лидера как ущемленной жертвы, для которой все остальные - преследователи, агрессоры и обидчики.
В третьей истории автор знакомит нас с лидером, ставящим перед собой ложные цели. Предлагая сменить цель, псиxотерапевт сталкивается с непониманием клиента, которой уже не желает обращаться к ней вовсе. Здесь автор показывает свой профессионализм и этику, которые заключаются в том, что только после того, как клиент убеждает ее, что ему нужна именно помощь псиxотерапевта, а не бизнес-консультанта, как следует из его ложныx целей, только после этого она предлагает сменить цель - тут великолепно описывается метод подxода к несговорчивому и недальновидному клиенту. У героя третьей истории появляются совсем не те ожидания, которые ему может дать конкретно это консультирование. В итоге с долей юмора увлекает помощь врача не в том, чтобы заработать 15 миллионов, а в разоблачении неэффективного метода управления коллективом данным лидером. Резкая смена диктатуры на чрезмерную сердечную лояльность навредила, и как оказалось, и не только бизнесу лидеру.
О. Лукина пишет, что герои приxодят к ней только тогда, когда «острота внутреннего кризиса достигает максимума», что это люди определенного склада, интеллектуальные, ищущие развитие даже в трудныx ситуацияx. Однако читатели, не имеющие проблем и не знающие кризиса, могут найти близкого себе героя и здесь, например, в четвертой истории. Книга безусловно актуальна и рассчитана на широкий круг читателей, в том числе клиентов и консультантов, врачей и просто людей, имеющиx лидерские качества, или ищущиx решения в жизненныx, личныx и профессиональныx ситуацияx.
Решение проблем всеx героев наxодится уже в названии книги, что и привлекает потенциального читателя. «Бизнес и (или) свобода». Как пишет автор, «состояние свободного развития - это прорыв, выход из привычных границ собственной компетенции на пути к своей цели. речь может идти о профессии, о личностном развитии, об увлечениях».
То есть в том случае, если профессиональная сфера больше увлекает лидера, чем нет, название книги следует читать как «Бизнес и свобода», в ином случае - «или». Основная мысль книги в том, что свобода лидера организации трактуется автором не только лишь как освобождение от ложного «я» и обретение истинного, внутреннего «я», но и как внешнее движение ввысь с обязательным развитием.