Оригинал взят у
everlasting_cat в
Присоединение в тревоге Прекрасная статья о разновидностях депрессий. Цитатко:
"Анна Фрейд писала:«Дети депрессивных матерей, стремясь к единению с ней и к гармонии, делают это не с помощью собственного развития, а через продуцирование в себе душевного состояния матери»
.
...По "кохутовской версии" нарциссизма (травма) депрессия возникает:
а) непосредственно из-за глубокого и постоянного чувства собственной беспомощности-бессилия, из-за невозможности удовлетворить свои желания, реализовать цели, от столкновения с реальностью, которая из-за слабой репрезентации самого себя кажется подавляющей;
б) опосредованно, как следствие защит: например, ради защиты от ситуаций, связанных с переживанием стыда, может формироваться фобическое избегание, отречение от межличностных контактов, от желания привязанности, от опыта обучения с последующим обеднением ресурсов Я и потерей возможностей в реальной жизни."
--------------------------
Вы там дальше почитайте, а я от себя скажу два слова "на пальцах". Про национальные паттерны, ага :)
Депрессия - это по сути перманентная блокировка возбуждения, "движения энергии ци", которое является необходимым условием и компонентом поисковой активности - сиречь, поиска в среде объектов для удовлетворения потребностей. Это не только двигательная активность, но и ментальная - т.е. живой интерес к происходящему.
Навязчивым блокированием возбуждения страдают у нас чуть менее ста процентов населения. "Не бегай, не кричи, не увлекайся, тебе-что-больше-всех-надо, чо-я-лох-что-ли, во-дебилы-чота-дергаются" и тому подобные ценности воспетого классиком "мрачного депрессивного" национального характера :) Почему, например, у нас народ по пьяни бузит? Да потому что алкоголь чутка отпускает на покаяние "суперэго", заблокированное возбуждение вырывается, и... пошли клочки по заулочкам.
В трезвом же состоянии такая депрессивная или субдепрессивная личность страдает тотальным неразличением, чего же ей, личности, от этой жизни надо. Поисковая активность блокирована давным-давно, а вместе с ней, - чтоб не было обидно, - блокировано и осознавание собственных потребностей. А поскольку свято место пусто не бывает, индивидуальность замещается завиральными идеями "чтоб было как у людей", где под "людьми" понимаются фантомы большей или (чаще) меньшей степени правдоподобия.
Как это воспроизводится в семье? Как писал тот же классик, "если мамаша из простых, обязательно ребёнка тормознёт. Обернётся на выглянувшую белочку, а она его сразу дёрг - нечего, засранец, по сторонам пялиться!"
А если мамаша не из "простых" - то просто сильно огорчится (хотя и "не подаст виду"), что маменьке так тяжело и плохо, а неблагодарная тварь деточка радостно прыгает и оглушительно орет про какую-то дурацкую белку.
Ребеночек от таких заходов довольно быстро научается присоединятся к маменькиному настроению - это, с одной стороны, способ не попасть под раздачу, а с другой - какбэ "проявление любви".
Этот паттерн весьма склонен к застреванию, что приводит к парадоксальным ситуациям - когда ближнему плохо, и его, по-хорошему, надо бы развлечь и поддержать, наш герой автоматически бухается в ту же тревожно-депрессивную яму из ложно понятой "солидарности". А поскольку бухаться в яму ему неприятно, он до кучи еще и вываливает на голову пострадавшего свои негативные эмоции по этому поводу: обвинять и оскорблять того, кому и так херово - любимое занятие дражайших сограждан. Справедливости ради замечу, что ближний, - такой же депрессивный! - вполне может оказаться не готов к поддержке и затребует именно "присоединения в тревоге". А потом будет материть сволочей-окружающих :)
-------------
Ну и для контраста:
"Для итальянцев важная характеристика человека - allegria, веселость, готовность все как бы приподнимать, а не опускать. Если в человеке нет «аллегрии», это нехороший человек, на взгляд итальянцев. Он и сам не радостный, и никого не делает радостным, и жизнь, по которой он проходит, уныла. Человек без «аллегрии» - это почти человек без души, уж точно - без благодарности. «Аллегрия» - заразительная вещь. У нас унылого померкшего человека не назовут плохим. И не считается обязательной для хорошего человека вот эта особая веселость, от которой мир хорошеет."
(отсюда)