Оксана Бровач, Брестская газета
Источник:
http://www.b-g.by/ru/39_2012/society/13789/ Что подталкивает к суициду и как этого не допустить
№39 (510) 28 сентября - 4 октября 2012 Автор:
Оксана БРОВАЧ Что подталкивает к суициду и как этого не допустить
Статистика суицидов в нашей стране - тема почти закрытая. И как бы ни рапортовали медики о снижении числа самоубийств, все равно в новостных сводках нередко появляются сообщения о том, что кто-то решил свести счеты с жизнью. Пугает, как часто в эти печальные новости попадает молодежь. Журналист «БГ» пообщалась с девушкой, которая в свое время была полна решимости уйти из жизни, а также c психологом, рассказавшей о том, как помочь человеку отказаться от этой мысли.
«Я пыталась заменить душевную боль физической болью»
О своей истории 26-летняя Яна* рассказывала охотно и живо, местами делая философские отступления. Сразу предупредила: «Я ни о чем не жалею и благодарна тому, что со мной произошло. Без этого я бы не стала такой, какая я есть».
Яна всегда была замкнутой и меланхоличной. «Мне кажется, что я всю жизнь была в депрессии», - говорит девушка. О смерти она задумывалась не раз: «Я всегда мечтала, чтобы у меня была смертельная болезнь. Считала, что тогда я бы начала ценить жизнь и цеплялась бы за каждый свой день. Не знаю почему, но без этого радоваться жизни у меня не получалось».
Из-за скрытности Яна долгое время не могла завести отношения с парнями, из-за чего очень страдала. Своими переживаниями она ни с кем не делилась. «Мама вообще ничего не знала о моей личной жизни. Я не любила раскрывать душу. Думала, она меня не поймет. Я сама со всем боролась. Подруги обо мне тоже не все знали. Моя замкнутость - это моя помеха и причина дальнейших событий», - откровенничает девушка.
Попытку суицида Яна предпринимала дважды: во время учебы в университете и по окончании вуза.
«Жизнь в университетском общежитии стала для меня школой жизни. Были и веселые моменты, конечно. Но моя психика расшаталась именно в общежитии. В общаге жило много парней. И в таких ситуациях, когда мало девчонок, тех, которые есть, воспринимают как шлюх. Был период некоторого гнобления, двусмысленных разговоров за спиной. Меня это угнетало».
Негатива в жизнь добавили и любовные переживания. «Замкнутая в своем мире, я много себе накручивала и выдумывала. Из мухи сделать слона - это для меня легко. Была ли любовь, воображаемая или нет, я до сих пор не знаю. Парень мне сказал, что я сама себе все придумала - наши отношения и любовь. Меня обломали. Но я его не виню, всю вину за происходящее в своей жизни беру на себя».
Невыносимую эмоциональную боль Яна решила вымещать болью физической. Сейчас об этом напоминают разные шрамы на теле. Была и попытка отравиться, о которой мало кто знает.
Всерьез и наверняка навредить себе Яна решила совершенно внезапно. «По дороге на работу я зашла в аптеку, купила таблеток… Не знаю, чего я хотела добиться. Я не хотела с собой покончить. Мне хотелось просто «подгадить» себе. Сделать последний шаг я тогда еще не была готова. Я просто делала себе хуже. Мне плохо, и пусть будет еще хуже».
На работе Яна упала в обморок. «Меня откачали, но я снова начала терять сознание. И в этот момент появилась мысль, которая дала толчок к тому, чтобы я изменилась. Я поняла, что опустилась на самое дно, коснулась грани… и подумала: «А вдруг я никогда больше не проснусь?»
Научила Яну находить выход из безвыходных ситуаций хозяйка съемной квартиры. «После выписки из больницы мне написали в справке «отравление таблетками». Я была в истерике: как мне нести на работу эту справку? Я и так не в себе, а эта справка меня добила. Я рассказала хозяйке квартиры обо всем, и именно она мне в тот момент дала понять, что не бывает безвыходных ситуаций. Она сказала: «Понесешь взятку врачам, чтобы переписали». Справку мне не переписали. Но это был переломный момент, я сделала первый шаг».
Однако на этом движение вперед закончилось. «Я не избавилась от той грустной Яны: те же печальные мысли, та же меланхолия. Я боялась того, что во мне сидит». Ответы на свои вопросы девушка находила только в журнале Psychologies, который ей посоветовала читать психолог в больнице. «Обиднее всего было то, что ни парень, ни родители меня не понимали. Я признавалась, что не могу себя контролировать, а они принимали это как детские «выбрыки». Свое тогдашнее состояние Яна описывает как «вечный ПМС». «Я шла по улице и ощущала, как меня все раздражает: как будто тысячи иголок в меня вонзались, и я пыталась защищаться. Каждое слово в мой адрес я воспринимала как атаку, где меня хотят унизить».
Своего пика невроз достиг именно в тот момент, когда Яна приехала к родителям. «Мама меня попросила о помощи по дому, а я внезапно разревелась. Я сказала, что мне нужен психолог или психотерапевт, и тогда родители наконец меня услышали. Мама считала, что на мне сглаз, отвела к бабке, а та сказала то же самое: у девушки расшатаны нервы, нужен психолог. Я получила моральное удовлетворение: наконец мне поверили. Я стала заниматься с психологом, потом с психотерапевтом, чтобы восстановить психику».
«Улыбнись миру - и он улыбнется тебе»
Сейчас Яна словно заново открывает для себя мир. Читает много книг по психологии, занимается йогой и в соответствии с теорией позитивного мышления живет под девизом: «Улыбнись миру - и он улыбнется тебе». «Если раньше мне не было ничего интересно, то теперь мне интересно все! Я называю это состояние «Яна познает мир». Я хочу выучить английский, хочу на танцы, все хочу - как бы это все успеть! Весь мир настолько интересен, ну просто настолько! Мне друг рассказывал недавно до ночи об истории Беларуси, это так увлекательно!»
Яна, исходя из собственного опыта, советует другим не замыкаться в себе: «Это опасно. Нужно говорить, говорить с людьми. Мне не стыдно, что я ходила к психотерапевту. Наоборот, я хочу, чтобы люди знали, что есть специалисты, которые помогут цивилизованно решить проблему. Если сейчас мне захочется что-то обсудить, я пойду к психологу».
После полуторачасового монолога Яна рассмеялась: «Ой, я же ведь неразговорчивая!»
Как заставить жить?
Татьяна Староселец, педагог-психолог Брестского областного училища олимпийского резерва, член Белорусской ассоциации психотерапевтов, считает, что в снижении числа суицидов среди молодежи большую роль должны сыграть как родители, так и школьные учителя.
«Попытка самоубийства - это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде, вызвать сочувствие окружающих. А стимул для совершения суицида - невыносимая психическая боль», - говорит психолог. Часто попыткой уйти из жизни молодежь пытается привлечь внимание. Однако на крайние меры подростки решаются тогда, когда все другие способы заявить о себе не подействовали.
Причины для суицида могут быть разными. «Некоторые родители очень сильно заняты работой, своими делами, не обращают внимания на ребенка, и он считает себя покинутым, брошенным. Он думает, что его никто не любит и он никому не нужен. А раз так, то зачем тогда вообще жить в этом мире?» - приводит пример Татьяна.
«Родители также часто предъявляют очень высокие требования к ребенку. Чтобы учился хорошо, чтобы в какую-то секцию ходил и еще куда-то… А если плохо подготовился и получил плохую отметку, некоторые начинают унижать ребенка: «Ты осел, ты не понимаешь, не знаешь ничего». У ребенка падает самооценка, он становится в себе не уверен. Плюс к этому свою лепту нетактичным поведением могут вносить учителя».
Часто на ребенке негативно сказывается бракоразводный процесс, когда родители слишком увлечены враждой между собой и совсем не обращают на свое чадо внимания. Может ввергнуть в депрессию и заставить задуматься о суициде и смерть близких родственников. Часто подталкивает покончить с жизнью утрата объекта любви. Среди причин, которые заставляют молодых людей сводить счеты с жизнью, можно выделить следующие:
- изоляция, чувство, что подростка никто не понимает, им никто не интересуется;
- беспомощность, ощущение, что невозможно контролировать жизнь;
- низкая самооценка, стыд за себя.
Психолог отмечает, что суицидент даже в самом критическом случае никогда до конца не уверен, что он хочет покинуть этот мир. «И если найдутся люди, которые помогут остаться в этой жизни, то все будет хорошо». Татьяна Староселец призывает родителей разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью и никогда не отмахиваться от него.
«Да что там у тебя, бывает еще и хуже» - такое обесценивание проблемы со стороны родителей недопустимо. Для подростка это действительно проблема, он переживает, это приносит ему душевные страдания. Ребенок ждет, чтобы его выслушали и поняли, что ему и правда плохо. Важно выслушать именно его уникальный случай, именно его уникальную проблему, чтобы снизить боль, его страдание. Просто выслушать, побыть с ним», - советует психолог.
На практике часто получается так, что подросток остается один на один со своими мыслями. «Например, мама говорит: «Ай, у меня сейчас нет времени, дай пол дотру». Нужно оставить эту швабру и выслушать ребенка. Может быть, у него уже что-то зарождается в голове, и если все от него отмахиваются - мама, папа, учительница, - у всех свои дела, подросток может еще больше погрузиться в свои мысли. А он должен знать, что всегда может прийти со своей проблемой к родителям и они его не накажут, а выслушают», - отмечает психолог.
Желание умереть может вызвать и какой-то продолжительный конфликт, когда либо родители гнобят или игнорируют, либо учительница постоянно унижает в школе, либо не принимают сверстники в коллектив. Если родители или классный руководитель заподозрили неладное, следует проконсультироваться с психологом, который работает в учебном заведении.
«У нас есть центр пограничных состояний, где работают психотерапевты и психологи, которые бесплатно оказывают помощь. Ничего страшного в этом нет. Некоторые боятся, что их поставят на учет. Главным должен быть страх за жизнь ребенка, а не «поставят на учет». Само по себе это не пройдет. Подросток нуждается в психологической поддержке», - рассказывает Татьяна. В случаях, когда родителям или учителям стало известно о том, что у ребенка есть план осуществления суицида и он об этом в открытую говорит, психолог рекомендует сразу вызывать скорую помощь.
Как научить искать выход?
Татьяна Староселец призывает родителей учить своих детей принимать решения: «Родители с самого раннего возраста должны приучить ребенка выбирать и нести ответственность за свою жизнь. Ребенок не должен чувствовать себя марионеткой в руках родителей: «пойди туда, сделай вот это». Конечно, родители должны что-то подсказывать, вести его, но когда ребенок просит об этом, если он может справиться с ситуацией самостоятельно, дайте ему эту возможность. Объясняйте, что невозможно прожить жизнь и не ошибиться. Даже если что-то получилось не так, нужно проанализировать ситуацию и вместе найти другой способ».
Что могут увидеть родители, учителя, сверстники:
изменения в настроении (был активным - стал медлительным или наоборот), питании (стал объедаться или голодает), режиме сна (спит много или страдает бессонницей), внешности (перестал следить за внешним видом) - в случаях, когда изменения очевидны и несвойственны для ребенка; интерес к теме смерти, нежелание посещать школу или вуз, серьезные изменения в состоянии здоровья (простуды, головные боли), самоизоляцию, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим вещам (если раньше было по-другому), частые прогулы, вспышки агрессии, рисунки на тему смерти на последних страницах тетради, песни на тему одиночества, резкие перепады настроения (если раньше не были свойственны), уныние и изменение интересов.
Что могут услышать родители, учителя, сверстники:
- «Я не умею делать, как другие, я недостаточно красив» и т. п.
- Мне сказали, что я глупый (некрасивый…), зачем мне такому уродливому жить».
- «Ничего не изменится в этой жизни».
- «Я виноват в том, что родители разошлись, я виноват в том, что младший брат сделал».
- «С этим уже ничего нельзя сделать, я этого не вынесу».
-«Я не буду больше ни для кого проблемой, тебе не придется больше обо мне волноваться, скоро все закончится».
- «Хочу умереть; когда ж я, наконец, перестану мучиться».
- «Ты меня больше не увидишь».
- «Скоро все это закончится».
- «Никто из жизни еще живым не уходил» (шутки на тему смерти).
- «Если с ней что-то случится, я не выживу; если он меня разлюбит, я перестану существовать».
- «Почему же я не убьюсь, наконец».
- «Это будет сегодня, когда родители уедут на дачу».
Телефон доверия (экстренная анонимная и бесплатная психологическая помощь): 20-15-55, 40-62-26.
* Имя изменено автором