Сопротивление психоанализу как здоровая реакция организма

Feb 05, 2015 07:54


Напомню, что критерии Поппера или фальсифицируемость были введены именно из-за того, что сторонники психоанализа всю критику сводили к "сопротивлению нанализу", тем самым делая свое учение не научным, а религиозным.
Оригинал взят у arisot в ФРЕЙД ОБ АФОРИЗМАХ ФРЕЙДА - ПОСЛЕСЛОВИЕ

Я потратил несколько дней на анализ тех форм сопротивления психоанализу, которые породили мои публикации о «фрейдовских афоризмах». Собирался даже их систематизировать и представить в качестве некоего дидактического материала. Ведь при всей скудности сопротивленческой активности, в ее составе были и стандартные подходы (через психопатодиагностику автора) и весьма креативные находки (больше всего меня порадовала уретральная символика «свежих струй, смывающих догмы»).

Но в ходе дальнейших размышлений я пришел к настолько радикальным выводам, что все эти забавные нюансы отошли на второй план. Анализируя весь спектр реакций на данные «афоризмы» (и массовую реакцию, и реакцию культурной элиты, и реакцию профессионального сообщества психоаналитиков, и свою собственную реакцию) я пришел к выводу, что рассмотренный нами стандартный набор «фрейдовских афоризмов» представляет собой универсальную прививку от первичного «психоаналитического вируса».

О чем идет речь? Поясню для новичков, знатоки истории возникновения психоанализа могут следующие несколько абзацев легко пропустить.

Зигмунд Фрейд (ЗФ), как мы помним, познакомился с бессознательным (БЗС) через техники гипноза. Вопреки распространенному мнению он был весьма квалифицированным (целевая стажировка в Нанси у Льебо и Бернхайма) гипнологом. И отказ от этой методики («Психоанализ начинается там, где заканчивается гипноз») был продиктован тем обстоятельством, что ЗФ обнаружил механизмы аутокоррекции психики, которые нужно было просто запустить и поддерживать, или, по крайней мере, не мешать их работе. Гипнотические же техники эти механизмы (например - сопротивление) просто подавляли.

В чем-то, правда, ему помогли и сами пациентки, капризные и непослушные, которых сбагривали ему более успешные коллеги. Так одна из них, по его собственному признанию, открыла технику свободного ассоциирования. Страдая невротическими болями в ногах и посещавшая его для сеансов расслабляющего массажа (а психоаналитическая кушетка изначально произошла именно от скрещивания массажного стола и кровати сновидца), она начала спонтанно и весьма эмоционально рассказывать о своих обидах и жалобах по отношению к умершему уже мужу. А на скромную просьбу ЗФ помолчать и расслабиться, отвечала буквально следующим образом: если ты еще хоть раз попробуешь заткнуть мне рот, ноги моей больше тут не будет. Броер или же Нотнагель, снабжавшие молодого и многодетного коллегу пациентами, немедленно выгнали бы такую нахалку вон. А вот Фрейд промолчал и, молча продолжая сеанс массажа, намотал на ус тот факт, что во время этих излияний боли пациентки исчезали.

В опытах с постгипнотическим внушением ЗФ обнаружил, что испытуемые способны не только действовать под влиянием суггестивной установки (открыть, скажем, зонтик через час после вывода из транса), но и рационально объяснить свое поведение как абсолютно сознательный акт («желала проверить, исправен ли зонт…»). И еще, самое важное. Они способны были вспомнить это внушение и принять факт неосознаваемого подчинения внешней воле во вполне сознательном состоянии.
И вот тогда и родился проект под названием «психоанализ». Схема изначально была проста и базировалась на следующем предположении: в глубинах человеческой памяти живет, не допускаемое к осознаванию, таинственное нечто, некая «встречная сила», тотально контролирующая нашу психику. Управлять ею невозможно, а противиться ей самоубийственно. Пробелов в ее управлении нашей психикой, нашей судьбой, нашим телесным здоровьем и пр. не существует. Любые попытки сопротивления чреваты болезнью и даже смертью индивида. Эту таинственную силу ЗФ и назвал бессознательным и постулировал, что интересы БСЗ абсолютно не сводимы к нашей идентичности и социальному опыту. Более того - они прямо им противоположны.

Что же делать в такой ситуации? Попробовать понять импульсы своего БСЗ и принять их в качестве нормативных компонентов своей психики. Как это сделать? При помощи особым образом организованного общения с психоаналитиком (т.е. с самим ЗФ как единственным тогда представителем этой ныне массовой профессии) как своеобразным жрецом БСЗ. Причем одним из базовых оснований эффективности подобного рода общения было провозглашено изъятие у страдающего по причине конфликта с БСЗ человека значимых для него денежных сумм как своего рода сакральной жертвы, замещающей собою симптоматические последствия подобного рода конфликта.

Все логично. Но у этого весьма перспективного (как мы уже знаем) бизнес-проекта была одна проблема, ставящая его реализацию под большой вопрос. Схема работала при условии абсолютной и безусловной веры потенциальных потребителей психоаналитических услуг в само существование БСЗ, в его изначальную злонамеренность и в возможность с ним опосредованно, хотя и не задешево, договориться. Сам ЗФ уверовал в силу БСЗ в результате чудесного исцеления. В середине 90-х годов он буквально наощупь начал искать контакт со своим собственным БСЗ. Сначала - на материале собственных телесных симптомов и навязчивостей, позднее - на материале сновидений. Эффект был просто колоссален. Изначально (1896) - неуверенный в себе, застенчивый сорокалетний «юноша», не способный без дозы кокаина даже объясниться с собственной невестой (ждавшей этого объяснения более семи лет). К тому же, страдающий навязчивостями и фобиями, невротическими болями и обмороками, периодически буквально прикованный к постели. В итоге (1901) - седой как лунь «мощный старик», отец психоанализа, здоровый и работоспособный, не просто забывший о потливой застенчивости, но готовый, по его собственным словам, весь мир переломить во имя торжества своих идей.

Итак, сам он верил. Но как поселить эту же веру в сердцах других людей? Для этого, как он сам позднее описал, нужны три фактора - наличие инфантильного страха, наличие фактора любящей родительской защиты и наличие социального подкрепления, т.е. массовой уверенности в том, что именно эта защита эффективна против агента данного страха.

Все эти три задачи он решил одним ударом, растянувшимся, правда, на целый семь лет. Я уже писал об этом периоде его творчества в последнем выпуске проекта, где от имени самого ЗФ имел наглость заявить следующее: «Решению этой сложной культурной задачи я и посвятил весь первый период своей уже чисто психоаналитической публичной работы (1900-07), буквально атакуя своих читателей провокационными текстами. Спишь и видишь сны - а это БСЗ являет тебе свой лик («ТС»). Бывают у тебя описки, очитки, оговорки? Забываешь имена? Вместо шапки на ходу одеваешь сковороду? Вот. Это БСЗ управляет тобой как марионеткой и нет пробелов в его абсолютной власти над тобой («ПОЖ»). Сексом занимаешься, ну тут ты вообще попал в полную телесную зависимость от младенческих и инфантильных ресурсов БСЗ («Очерки..»). В Бога веруешь? Да ты просто попутал - твой реальный Бог - это БСЗ («НД и РО»). Снов не видишь, ничего не забываешь и не путаешь, сексом не занимаешься и в Бога не веруешь? А может хоть раз смеялся? Да? Ну все - ты попался - БСЗ управляет тобой, но в силу твоего нежелания служить ему оно предельно агрессивно и добром это не кончится («Остроумие…»)…».

Эти точечные удары по базовым уязвимостям человеческой психики позволили не просто решить все вышеупомянутые проблемы, но и сформировать костяк того, что мы ныне называем психоаналитическим сообществом. Изначально оно было сформировано из людей, не устрашившихся мифа о БСЗ, а напротив - радостно и деятельно возбудившихся, узнав в идеях и метафорах ЗФ свои собственные защитные рационализации. Оставалось только распространить эффект на другие страны. И уже в 1908 году, подплывая с группой единомышленников в Нью-Йорку и наблюдая за толпой веселых и жизнерадостных людей на Лонг-Айленде, машущих шляпами и еще не подозревающих, что все они - рабы злобного БСЗ, ЗФ сочувственно заметил: «Знали бы они, какую чуму я им привез».

Сегодня, по прошествии более чем столетия, эти фрейдовские провокационные идеи прочно вошли в содержание современной культуры. Сами его книги, правда, уже никто не читает, но все «прекрасно понимают» смысл таких выражений как «толкование сновидений», «оговорка по Фрейду», «инфантильные истоки сексуальности», «психоаналитическая кушетка» и т.п. Фобийный фон концепции БСЗ стабильно воспроизводится и не менее стабильно порождает вовлечение сотен тысяч людей в психоаналитические ритуалы ортодоксального, протестантского или же модернистского толка.

Казалось бы, дело сделано. Но оказывается, что не все так просто. Человеческая психика устроена таким образом, что способна генерировать защитные импульсы даже по отношению к уже привычным травматическим культурным раздражителям. Происходит это тогда, когда по тем или иным причинам травматическое воздействие перестает компенсироваться защитным ритуалом.

Так оно и произошло в данном случае. Психоаналитическое сообщество, все более и более отдаляясь от фрейдовских идей превращения ПА в «светскую церковь» и использования фобийного фона культа БСЗ для «терапии культурных сообществ», замкнулось в рамках клинических возможностей психоаналитического ритуала. Поиски же путей применения его для изначально чуждых для него целей, в частности - попытки расширения его терапевтических возможностей, привели к его перерождению и ревизии изначальной фрейдовской теории, мифологии и ритуалистики. И напрасно незадолго до смерти создатель ПА взывал: «…здание психоанализа, хотя еще не завершенное, уже сегодня представляет собой единство, из которого нельзя произвольно выбрасывать отдельные элементы…». Напрасно давал понять, что фобийная мифология, рационализирующая ее теория и компенсаторные ритуалы могут существовать только в их единстве. ЗФ писал, что ощущает себя «генералом без армии». На этой горькой ноте, оставив в назидание отщепенцам описание успешного клинического случая терапии культурного сообщества («Моисей и монотеизм»), он и ушел из жизни.

И вот теперь наступает расплата за совершенное предательство (своего рода - отцеубийство). Сворачивание компесаторных ритуалов, деградация их в форму одного из видов психотерапии, привело к тому, что изначальный травматизм теории и мифологии ПА остался без адекватной комперсаторной модели и стал активно отторгаться (причем как культурной средой, так и самим психоаналитическим сообществом).

И рассмотренные нами «фрейдовские афоризмы», мгновенно разошедшиеся в Сети и пришедшиеся всем по вкусу, это только вершина айсберга культурного отторжения психоанализа. Они и подобные им материалы имеют строго выверенное психологическое воздействие. Они должны залечить раны, некогда нанесенные Фрейдом и зафиксированные психоанализом в качестве культурно воспроизводимых травм. Все страхи, спровоцированные им в начале прошлого века и инфицированные в содержание европейской, а позднее и мировой культуры, должны быть разоблачены как ложные и даже фиктивные. БСЗ должно исчезнуть с культурного поля, а вместе с ним и сам психоанализ.

Вслушайтесь в эти «фрейдовские афоризмы» еще раз.

С чего начинал ЗФ? С толкования сновидений. А вот вам: «Сновидения - это королевская дорога в бессознательное». Кстати, это единственное упоминание БСЗ в этих афоризмах. А больше и не нужно: БСЗ - это просто содержание наших снов, это мираж, отступающий при свете разума. И это позитивный мираж, откуда ты должен черпать силы и уверенность в себе: «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были». Там всегда были только они, все остальное - придумки и фантации венского психопата.

Что там у нас дальше? Психопатология обыденной жизни, тотальная власть БСЗ над нами, проявляющаяся в символике непредумышленных поступков. Не проблема: «У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому». Как все упростилось и окрасилось благородным самоконтролем! Стыд и совесть, вот вам замены БСЗ контролю, достойные, не всегда комфортные, но совершенно не страшные. И вообще - нужно быть проще, больше расслабляться и не строить из себя джентльмена: «Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».

Дальше идет сексуальность: «Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное - дело вкуса». Т.е. все разговоры об инфантильных бессознательных истоках перверсивных влечений - побоку. Вместе с телесным символизмом. Трахайте все, что шевелится, а что не шевелится - расшевелите и трахните! Самое смешное, что ЗФ в «Неудовлетворенности культурой» писал, что возможным последствием тотального культурного давления на индивида станет в ближайшем будущем полная асексуальность. И вот вам сюжет - все наоборот: сексуальность расцветает всеми красками, а вот психоанализ явно не радует жизнеспособностью…

Дальше идут афоризмы про Бога, про остроумие, про любовь и массовые иллюзии, про счастье и зависть, про неудовлетворенные желания и подавленные влечения, и т.д., не буду лишний раз пересказывать, а то еще сам напитаюсь этим антипсихоаналитическим противоядием. И везде одно и то же - фрейдовскому провокационному утверждению противопоставляется антифрейдовское успокаивающее.
Эти утверждения голословны, а порою просто алогичны. Но в них хочется верить, потому что за ними - рождающее веру чудо. Чудо победы над вековым страхом перед БСЗ. Дракона больше нет, говорят они всем нам, вылезайте из укрытий и спокойно гуляйте, радостно размахивая шляпами. Чума больше вам не угрожает.

А где же психоаналитические чудеса? Ведь было же время, когда ПА именно благодаря им рос по геометрической прогрессии и все люди, попавшие на кушетку к ЗФ, становились психоаналитиками и начинали сами на своих кушетках творить веру в БСЗ. Где информация о телесно исцеленных и личностно гармонизированных клиентах психоанализа? Ведь без этого нет веры (получается, что только Анатолий Кашпировский, под аккомпанемент критики своих психоаналитических коллег по внегипнотической суггестии, помнил об этом общем для нас всех основании эффективности воздействия). Психоаналитики же превратились в терапевтов, работающих в определенном алгоритме лечебного воздействия. Им теперь не нужна вера, у них есть методика и техника, которые нужно просто правильно применять, опираясь на опыт коллег. И все. Им кажется, что для чудесного исцеления по методу «Встань и иди!» нужна не вера, а правильное положение лежащего и корректная последовательность применяемых к нему терапевтических мероприятий.

Когда-то, еще на пороге данного антипсихоаналитического кризиса, я писал в первом выпуске нашего «RUSSIAN IMAGO»: «Судя по частым упоминаниям в ряде текстов, деятельным образцом реализации подобного проекта (т.е. проекта ПА как «светской церкви» - В.М.) для Фрейда была деятельность апостола Павла, создавшего христианскую церковь на фундаменте веры людей в чудесные (в том числе, кстати, и психотерапевтические) возможности нового знания, нового Завета, высказанного и экзистенциально подтвержденного Иисусом из Назарета. Представьте себе, как удивился бы Иисус, несомненно великий психотерапевт, придя к своим последователям и обнаружив, что вместо церкви как системы духовной власти они на базе его Завета выстроили систему платной психотерапевтической помощи населению. Психотерапия в рамках глубинной психологии всегда есть разновидность чуда и она необходима в качестве условия для формирования веры, но использовать веру только для терапии - это кощунство, если не преступление».

Так вот, сегодня я еще раз отмечаю, что и для целей терапии вера больше не генерируется. Почему - думаю потому, что большинство психоаналитиков сами уже не верят. Они сами, как черт от ладана, бегут от классического (фрейдовского) ПА в его «современные» облегченные и сугубо «научные» варианты, даже в статьях и докладах, ориентированных на профессиональное сообщество, перевирают не только фрейдовские цитаты, но и сам смысл его учения. Но это уже другая история…

А возвращаясь к проанализированным нами афоризмам, стоит отметить наличие среди них одного, внешне выпадающего из контекста и вроде бы комплиментарного по отношению к создателю ПА: «В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги».

Но ничего комплиментарного тут нет. Данные афоризмы в сознании своих читателей действительно жгут фрейдовские книги и превращают его мысли, глаголом жгущие сердца людей, в холодный пепел. Характерно, что даже весьма корректный к культурному наследию портал www.adme.ru, публикуя эти афоризмы, сослался на их источник - собрание сочинений ЗФ в десяти томах. Вот оно перед вами - афористичное изложение всего фрейдизма.

Для людей же более образованных этот афоризм, отсылающий нас к теме средневековых аутодафе, рождает ассоциацию с «Легендой о Великом инквизиторе». Помните, как у Достоевского Великий инквизитор, борец за дело Церкви Христовой, поясняет воскресшему Иисусу причины, по которым его следует немедленно сжечь? Вот это как раз и есть наша ситуация.

А насколько она именно наша? Может быть в других странах все иначе? Может быть выходят книги, популяризирующие психоаналитический взгляд на мир и на человеческую психику? Может быть культовые кинофильмы последних лет муссируют, как еще пару десятилетий назад, тему психоанализа? Может быть живы массовые публичные клубы, где собираются люди, чтобы культивировать свою веру во всемогущество БСЗ и находить его волю везде, куда только не падает их пытливый взор?
Нет ответа…

P.S. Как и это все, спросите вы… А как же ответ на викторину, помещенную в последнем выпуске проекта «Фрейд об афоризмах Фрейда»?
А зачем вам ответ? Никто ведь не дал ни одного собственного варианта. Судя по всему, психоанализ больше вообще никого не волнует. И тогда он просто мертв, но не в классическом своем варианте, как меня тут недавно пытались убедить, ссылаясь на мнение Д.Рождественского, а целиком. Ведь здание без фундамента не стоит, а Церковь без веры превращается в балаган.

Лучшей же иллюстрацией этой ситуации, кроме титульного рисунка данного поста, является картинка, размещенная на одном из многочисленных сайтов, тиражирующих данный исследованный ними набор афоризмов. Вот адрес - посмотрите сами. Анализировать там нечего - все наглядно и все печально…
http://golbis.com/pin/25-kratkih-tezisov-zigmunda-freyda-kotoryie-mnogo-rasskazhut-o-nas-samih/?utm_medium=facebook&utm_source=twitterfeed#.VM_fgsnEaPn

герои, статьи, забавности, размышления, психотерапия

Previous post Next post
Up