Медиавирус «Андрей Сычев». Часть первая.

Mar 11, 2007 01:03


Наша Челябинская область, уж если и прославится на весь мир, так либо не то инопланетянином, не то жертвой аборта - кыштымским Алешенькой, либо жуткой историей об искалеченной жизни молодого парня, патриота своей страны. Конечно это горе, трагедия для родных Андрея и для него самого. Воля, жажда жизни, сила этого молодого парня вызывают восхищение и уважение, которые перебивают чувство жалости. Но: Андрей Сычев уже давно не просто имя и фамилия, это звукобуквенное сочетание стало восприниматься уже как «Андрей Сычев» - икона, символ, медиавирус.

Любой медиавирус несет в себе определенное послание - мем. На мой взгляд, медиавирус «Андрей Сычев» попал на весьма благодатную почву ослабленного массовой женской истерией иммунитета нашего общества. Основная идея вируса проста как мир и деструктивна как атомная бомба: пойдешь в армию здоровым - в лучшем случае останешься калекой.


Вирус идеален по своей форме, все в нем замечательно. Невольно возникает ассоциация с фильмом "Старый башмак". Внешний вид Андрея - миловидный худощавый брюнет с пронзительно голубыми глазами - мечта каждой второй девчонки и по контрасту с ним образ главного негодяя - Александра Сивякова - мощное туловище, прямой подбородок, взгляд исподлобья, короткая стрижка «под ежик», короче «быковатый» молодчик. И семья у Андрея Сычева как по сценарию - мать-одиночка, сестра, забросившая личную жизнь и занявшаяся восстановлением справедливости в отношении брата, кстати тоже воспитывающая ребенка одна. В общем, складывается впечатление, что последней надеждой семьи Сычевых на достойное будущее является единственный мужчина в семье - Андрей. И в Армию Андрей хотел идти, хотел исполнить свой долг перед Родиной (по словам матери в одном из первых интервью на телевидении). А чем отплатила Родина в лице мелкого и крупного армейского начальства? Искалеченной судьбой, поломанными надеждами.

При любом раскладе сюжета об Андрее Сычеве нормальный человек ужаснется. Невозможно с точки зрения морали ничем оправдать издевательства над человеком, повлекшие его увечья. На мой взгляд, именно это является ядерным зарядом вируса.

В нашем мире очень много таких людей, которые издеваются над другими, калечат их. Только вот никто в гражданской жизни уже практически не вздрагивает, услышав новости о том, как кого-то подкараулили в темном переулке, долго избивали, изувечили. Максимум, чего можно ожидать от подобных историй - двухминутный сюжет в местной криминальной хронике.

Суть вируса «Андрей Сычев» состоит не в том, чтобы вызвать жалость к искалеченной судьбе молодого мальчика, не в том, чтобы подчеркнуть рост жестокости среди молодежи, не в том, чтобы упрекнуть родителей в неправильном воспитании, в привитии вкуса к бессмысленной агрессивности, отсутствии умения сопереживать, эмпатии, а в том, что в нашей российской армии творится беспредел и, отдавая туда своих детей, матери буквально приносят их в жертву, лишают себя достойной поддержки в старости, да просто отводят их как ягнят на заклание, не понятно во имя чего!

«А я всегда знала, что в нашей армии делать нечего! Там одни козлы, нормальным парням там делать нечего!», - вот что можно услышать от матерей в качестве отклика на историю Андрея Сычева. Пардон, но какие такие «козлы» в нашей армии? Да те же самые, которые воспитываются соседками, подружками, приятельницами, других то нет. Нет таких специальных «козлиных» питомников, откуда набирают узколобых воинственных орков, дабы учить их как издеваться над «нормальными» парнями.

Однако подобные доводы в контексте истории Андрея Сычева не слышатся, не видятся, либо воспринимаются как кощунственные. Очень странно, что в этой истории есть только черное и белое, никаких полутонов. И это в современном-то мире, где все так хитросплетено и запутанно, что чистых красок в принципе нет?

Конечно же были попытки «отстоять честь мундиров», только попытки неудачные, поскольку сводились они к тому, чтобы забрызгать грязью, ставший иконой мученический образ голубоглазого парнишки. Доходило до того, что Андрея Сычева обвиняли в том, что он сам просил нанести себе увечья, чтобы уволиться из рядов вооруженных сил, что звучит совершенно абсурдно. Подобные жалкие попытки лишь добавили вирусу мощи.

Официальная позиция командования армии заключалась в том, что увечья Андрея Сычева были вызваны генетическим заболеванием, вирус скушал подобную подпитку и стал еще грознее - каким образом в ряды нашей доблестной армии попадают такие больные ребята?! «Я всегда говорила, что военкоматские доктора любого заметут, им лишь бы план выполнить!», - заявит рядовая обывательница, потенциальная солдатская мать. Вирус крепчает.

Продолжение следует...

Медиапсихология

Previous post Next post
Up