Постоянная потребность в маме

Jan 22, 2011 20:24

Я уже поднимала здесь эту тему, но, пожалуйста, разрешите мне спросить еще и немного расширить свой вопрос, потому что что-то я начинаю слишком уж раздражаться, а совсем не хочу этого. Хочу разобраться и понять, нужно лишь своей головой заниматься, или пора идти с сыном к психологу ( Read more... )

мама, отделение от мамы, общение мама-ребенок, воспитание, 3-6 (7) лет - дошкольник

Leave a comment

ksooh January 22 2011, 19:23:05 UTC
У нас с сыном идентичная история - и 1, и 2, и более нормальное поведение в садике и с посторонними людьми.

Психолог в садике посоветовала подходить к ситуациям более строго, как бы это ни было трудно, и давать возможность ребенку встречаться с последствиями его поведения и с ограничениями внешнего мира, а заодно напомнила, что родитель - не партнер, а авторитет, а отношения с ребенком как с суб-личностью нормальны до года (плюс-минус), но в 4ре это уже настоящий отдельный человек (и, что для меня было важнее услышать, что мама тоже _уже_ настоящий отдельный человек, и может уже показывать свои границы).

И мы с сыном начали строить какие-то домашние правила, которые больше не отменяются по первой просьбе, и рутины, которые всегда одинаковы (не только вечером, но и завтрак/обед, переодевание, горшок, кормление кота и всякое такое склонение к "могу").

Т.е. не хочется снимать ботинки после прогулки - парень, сиди обутый, не хочется заканчивать игру, чтобы почитать перед сном - чтение переносится на завтра, неожиданные набеги "на ручки" или крики, мешающие разговаривать взрослым - на первый раз объяснения, на второй - мальчик уходит из комнаты, многократные вылезания из-за обеденного стола - мальчик выходит из кухни и т.д. (о боже, никогда не думала, что придется встать на тропу трикстера).

Очень помогло записывать наши диалоги и сцены сопротивления и нытья на камеру (практически, как рукой сняло как нытье ребенка, так и мои сто-раз-уговоры).

Запасным вариантом осталась идея: привязать ребенка к себе мягкой нетравмирующей резинкой на весь вечер, например, чтобы показать, что такое "всегда вместе и очень близко", и как трудно тогда быть самому, и как, на самом деле, и маме, и сыну нужна некоторая свобода.

За две недели в немогухе и нехочухе обнаружился очень достойный мальчик, который может сам снимать одежду и вешать/складывать ее, нормально завтракает, выключает вечером свет, кормит кота и т.д. Сын стал более терпеливым. И как-то с ним стало приятнее общаться, как с членом семьи с правами и обязанностями, а не как с несознательным малышом. И на вид он совершенно не страдает, когда спрашивает разрешения залезть на колени или влезть в разговор.

Вопрос со страхами и "не хочу-не могу" все равно есть, но тут, действительно, долгий путь через маленькие победы и разочарования.

Reply

polyanka_brir January 22 2011, 20:55:13 UTC
Очень помогло записывать наши диалоги и сцены сопротивления и нытья на камеру (практически, как рукой сняло как нытье ребенка, так и мои сто-раз-уговоры).
Хорошая идея,спасибо.
Я только боюсь наш будет ныть,что его снимают:)

Reply

ksooh January 22 2011, 22:48:59 UTC
не нужно демонстративно записывать :) и лучше смотреть сначала самому, ибо съемка может показать весьма малоприятные моменты и ошибки родителя, а не ребенка:)

у нас поддерживается дома такая идея, что нытье - это "фу", а просьба нормальным голосом - это "ок". так что просмотр видео-материала был вполне полезен, сын сразу увидел "фу". на предложение заснять очередное "страдание" он теперь волшебным образом отвечает нормальным голосом.

Reply

hotya January 22 2011, 21:05:39 UTC
очень интересные мысли, можно подумать о них. только с резинкой, на мой взгляд, жестковато.
у нас история еще и в том, что мальчик многое умеет и делает сам. вообще, очень сговорчивый и послушный. только вот, видимо, меня ему не хватает. потому что многие капризики-немогухи используются для манипулирования, для привлечения моего к нем внимания. непонятно только почему, учитывая, что все время - с рождения и до сих пор мы с ним все время вместе - днем и ночью. то есть, говорить о дефиците общения не приходится точно. только если проблема уже в обратном, в том, что как-то бы отпускать эту привязь.
но иногда "не могу" очень расстраивает, потому что кажется, что он как бы заранее опускает лапки, не желая даже пробовать. сегодня, например, съехал на новых санках с горы, тут же в рев: "не могу подняться к тебе!". и это при том, что даже еще с санок не встал и не попробовал взять веревку и сделать и пары шагов.

Reply

ksooh January 22 2011, 23:41:17 UTC
с резинкой это такое хоум-мейд решение, которое наш консультант применяла на себе, но не советовала без необходимости целиком копировать. мы пока что обошлись без него.

мы с сыном тоже очень близки (слинг, кормление, долгое сидение с ним и прочее, и прочее). Но вот в этой близости и постоянном желании, чтобы мама делала "вместо", а не "вместе", и тем более не "сам" - я как-то уже обнаружила патологию. И, собственно, пришла к выводу (подумав и запросив помощь у друзей и детского психолога), что я сама себе буратино и проблемы это мои, а не сына, и корни в моих детских травмах, которые мне очень страшно ре-транслировать.

в итоге, у меня хорошо получается такой родитель-сервис и еще немного родитель-учитель, а родитель-закон и родитель-контроль получается фигово.

но, все-таки, родитель - это тот, кто устраняет хаос, кто для многих ручейков чертит русло, чтобы поток ребенка набрал силу. Нельзя же делать это из позиции сервиса, приходится применять власть. Власть, порядок, подчиненное положение не травмирует ребенка, если он любим, если у него есть его действительное ребенкино место в семье, если его учат здоровым реакциям и отвечают на его действительные запросы.

мне лично очень сложно перестраиваться на бОльшую строгость, бОльшую режимность, но я вижу, что сын стал гораздо спокойнее, гораздо более вменяемым, а у меня гораздо реже появляется чувство бессилия и даже некоторой изнасилованности материнством. И связь, скорее, укрепилась, чем наоборот.

У нас тоже очень много таких "не могу" без единой попытки начать. Иногда это реальный страх, но в половине случаев - это запрос на "мама-сервис", потому что ребенок не умеет принять решение и принять необходимость действия и вообще не уверен, что нельзя отменить следующую стадию процесса (как правило, можно, написано на его лице в этот момент. мама всегда рядом, мама прогнется. мамааааа, я не могууууу!).

Сейчас я больше пробую упреждать ситуации и сразу говорю что-то вроде "я хочу поехать на санках после тебя, принеси мне санки на горку, когда съедешь" или там "вот тебе пакет с мусором, помоги мне, пожалуйста, его донести", "сними ботинки" и т.д. Меньше пространства для выбора, для обкатанного сценария "не могу-не хочу-не получится", больше направления к желаемому поведению, которое мне хочется видеть в моей семье, больше пошаговых инструкций, больше настойчивости. И как-то легче жить получается. С ребенка снимается необходимость совершать выборы, которые он не готов делать, и он становится счастливее. А я в голове держу образ человека, которого я хочу видеть в будущем, и прогибаюсь только в критичных ситуациях.

Самое интересное, что когда я теперь отступаю от правил и таки совершаю "мама-сервис", сын стал осознавать, что это не само собой разумеющееся, а сделано для него специально, в качестве исключения, и он этому отдельно радуется, что приятнее и человечнее.

Reply

hotya January 23 2011, 09:07:25 UTC
у нас все же чуточку по-другому. мама-сервис у нас не так сильна все же. он многое с удовольствием делает сам и всегда старается помочь. но если говорить про строгость, то я, наверное, не так веду себя в этом контексте. я становлюсь очень резкой и это сына очень травмирует. он часто говорит, что боится, если я ругаюсь, просит не ругаться, но когда я говорю с ним мягко, он соглашается, но уже через минуту опять - "к тебе"... и с этим резкими реакциями на него я сама уже себя заела, потому что понимаю, что этот вариант совсем не для него, но вот найти какую-то третью модель у меня пока не выходит :(

Reply

ksooh January 23 2011, 10:00:31 UTC
я вот ругаюсь как тысяча чертей, когда выхожу из себя на 26ой раз, и это пугает и травмирует сына и меня тоже.

очень помогло записать на камеру. мне казалось, что я прошу 25 раз сделать что-то нормально - а оказалось, упрашиваю. и мне казалось, что мой голос очень резкий, когда я раздражаюсь, а он на пол-тона всего выше. и страшна не строгость, а то, что я теряю контроль и начинаю применять неадекватные меры, вроде шантажа или ругательств.

и, наверное, если сложно и страшно вносить изменения в общение, стоит сходить к детскому или семейному психологу на консультацию. мы сначала пошли и проверили, нет ли у ребенка такой травмы-травмы, которая требует отдельного обращения, и каково вообще поле возможных реакций родителя, и где грабли-то, если посмотреть со стороны.

я вам очень желаю удачи :) и еще у вас такие красивые пластилиновые мультфильмы!

Reply

hotya January 23 2011, 11:10:15 UTC
спасибо Вам!
и тоже в удачи в наших похожих делах :)

Reply

olga_doroff January 23 2011, 22:17:52 UTC
Вот это был очень интересный и полезный диалог, спасибо!

Reply

nezira January 23 2011, 11:37:35 UTC
Мне помогает говорить мягкие вещи жестким тоном: "Нет, дружочек, извини, но я тебя на ручки сейчас не возьму! Давай, обниму быстренько - вот моя любимая девочка!, - и топай собирать пазл. Я делаю работу". Правда, моей 2 года, может это только пока срабатывает...

Reply

hotya January 23 2011, 12:09:59 UTC
у нас не всегда такое прокатывает (

Reply

ksooh January 23 2011, 00:05:25 UTC
ну и, на всякий случай, договор - это такое, про дееспособных лиц, обладающих информацией для выбора и несущих полную ответственность за решения. чтобы договариваться, нужно, чтобы область дееспособности ребенка расширилась прилично. (я, как вы уже догадались, тоже большой любитель объяснять и договариваться, но, черт возьми, этого недостаточно). Договор с маленьким ребенком - это утверждение "если-то" относительно не самых жизненных вещей. А вещи типа "мама занимается своим важным срочным делом", "сегодня на обед борщ (потому что его 3 литра, но это мы ребенку не говорим)", "зубы чистят перед сном" - не зона для манипуляции, это нельзя переделать или отменить без существенных и неприятных последствий, и у родителя должно достать авторитета продавить такие решения, если просто объяснение или игра не помогли.

Reply

zolotse30 January 24 2011, 08:38:23 UTC
Вот спасибо Вам, сформулировали то, что крутилось у меня в голове.
Не понимаю я, как можно договариваться полноценно (!!!)понимаю, что в чем-то мелком можно) с ребенком 2 лет. Мне кажется, что это фейк, ибо ребенок не знает всех возможностей - только те, что я ему предлагаю, или те, что он уже до этого момента пробовал сам. Это не договор, больше на мошенничество для меня похоже. Что-то вроде "Ура! ребенок купился".
Допускаю, что что-то не так договариваюсь, при этом когда я ему четко изглагаю план, ребенок как-то спокойнее реагирует. А когда выбор - начинается длинный торг, который да, иногда кончается моим и ребенкиным раздражением.

и еще спасибо вам за формулировку "чувство бессилия и даже некоторой изнасилованности материнством" - вот, вот что это было! :))))

Reply


Leave a comment

Up