Feb 10, 2009 01:37
Ребёнок, 4,5 года
Решили его учить играть на пианино. На занятиях он хочет скакать, вставать на голову, рассказывать учителю, как он умеет и что у него есть, смотрит по сторонам, а задания (разрисовать ноты разными цветами, играть до-ре-ми пронумерованными пальцами, отбивать ритм какой-то колотушкой и тп) делает как-то неохотно, и меня за руку тянет, чтобы я вместе с ним всё делала.
С одной стороны, я понимаю, что как раз задача учителя сделать задания инетесными и чтобы ребёнок сам хотел выполнять. С другой - может быть, нужно как-то ребёнка направлять. Чтобы не отбить охоту, я решила не ругаться на него, не заставлять, пусть привыкнет.
Тут (Япония) такая среда, что детей принято хвалить просто так, даже если они ничего не делают. Считается, что так ребёнок будет рад и доволен и сможет больше, чем если его не хвалить. Мне кажется, это не очень хорошо, т.к. ребёнок привыкает, что его постоянно хвалят, и уже сам начинает требовать - я хорошо это сделал?. Здорово я умею?..
Помню, что В. Леви, к примеру, писал о зависимости от оценочных суждений. Не знаю, что можно с этим сделать - учительница музыки просто так его хвалит, он радуется и прыгает, и неясно - все дети себя ведут или нет, и чего можно вообще ожидать.
С учительницей поговорить тоже сложно - тут принято всем льстить и поддакивать, мне она говорит, что он вот лучше, чем раньше, такой умный, всё усваивает, но такое все говорят всем.
Ещё принято постоянно извиняться. У меня к тому же есть комплекс, унаследованный от матери - она постоянно за нас перед всеми извинялась, хотя в России это не очень - чуть ли не сантехник придёт туалет чинить, а она - ах, у не убрано вы уж извините - дети как вам не стыдно почему не убрали ведь люди приходят и всё в таком духе. У неё не было сознания, что она и мы - ее дети - имеем право быть такими, какие есть. Перед всеми учителями тоже постоянно просто так извинялась, и я поймала себя на мысли, что хочу извиняться за своего ребёнка, что вот он прыгает и все трогает - там интересно ему, колокольчики разные и пр. незнакомые вещи. Но если извиняться - то он подумает, что он ведёт себя не так, типа комплекса будет, как у меня. Потому что я в детстве потом думала, что раз мама всё равно извиняется, то можно по всякому дурачиться, и что я уже неисправимо неправильная, раз у мамы такая позиция. Он уже дурачится, но я не понимаю, почему - возможно, ему просто хочется меня и учительницу насмешить.
Поэтому возникают вопросы. Какое поведение для ребёнка на индивидуальных занятиях естественно, а какое даёт повод задуматься о корректировке, и какой именно?
Нужно или не нужно извиняться за ребёнка? Как можно его мотивировать к занятиям? (Иногда говорит, что не хочет идти, но когда приходим к учительнице, он оживляется и ведёт себя бодро. Занятия, впрочем, только что начались.)