Originally posted by
tov_tob at
Метро, которого нет: конкурсные проекты 1952 г.
На заре строительства метро в Киеве первый пусковой участок должен был включать в себя не 5, а 7 станций (Завод Большевик (ныне Шулявская) - Политехнический институт - Вокзальная - Университет - Крещатик - Арсенальная - Днепр). Причем "Политехнический институт" и "Завод Большевик" должны были быть мелкого заложения. Для решения архитектуры станций в 1952 г. был проведен Всесоюзный конкурс на проекты станций первого пускового участка. В конкурсе принимали участие десятки архитекторов из Киева, Москвы, Ленинграда, Харькова, Львова и других городов Союза. Эскизы рисовались в эпоху наивысшего развития в метро так называемой сталинской архитектуры и имели соответствующий вид. Кроме воплощения в архитектуре станций идей и символики того времени, проекты должны были быть созвучны с ансамблями Киева и отражать национальные мотивы Украины. Если бы киевский метрополитен был открыт на пару-тройку лет раньше, то, скорее всего, мы бы сейчас видели воплощение нескольких проектов, созданных в 1952 г.
Но в стране развернулась кампания по борьбе с архитектурными излишествами; кроме того, станции "Политехнический институт" и "Завод Большевик" пришлось строить на большой глубине и они выпали из первого пускового участка. В результате, в 1958 г. был проведен новый конкурс. Вновь были выставлены десятки работ, но они уже не были столь роскошными и помпезными. Из этих работ было отобрано шесть (для станций "Крещатик" и "Университет" было отобрано по два проекта), они и легли в основу того архитектурного облика станций, который мы можем видеть сейчас.
Как выглядели некоторые проекты 1958 г. вы еще увидите в следующих публикациях, а сегодня давайте посмотрим, как выглядели проекты 1952 г (за исключением "Днепра", его можно увидеть
здесь). К сожалению, конкурс проводился без привязки к конкретным станциям и многие эскизы существуют как бы сами по себе. Хотя некоторые из них все таки подписаны.
Для начала давайте посмотрим на эскизы, привязка которых к конкретным станциям более менее известна.
1. Этот и следующий эскиз в некоторых источниках относят к "Крещатику". Обратите внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет частично стеклянным с расположенными за ним лампами освещения:
2.
3. На этом эскизе есть однозначная привязка к "Крещатику":
4. Возможный проект "Арсенальной". Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих свою обобщенную историю: рабочие, крестьяне, учителя, ученые и др.
5. Один из проектов наземного вестибюля, который также относят к "Арсенальной":
6. Возможный эскиз "Университета":
7. Следующие два эскиза скорее всего связаны с "Университетом": такой вывод можно сделать из тематики оформления станции и наличия на ней эскалатора (на "Политехническом институте", который также может претендовать на похожее тематическое оформление, на тот момент эскалатора не предполагалось):
8.
9. Эскиз под названием "Книга". Также относится к станции "Университет":
10. Здесь, как и на одном из эскизов "Крещатика", название станции читается на путевой стене (на момент строительства и проектирования станция имела название "Университетская"):
11. Станция "Вокзальная". Этот эскиз стилистически перекликается с "Киевской-кольцевой" Московского метро. На вентиляционных решетках - металлические рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины.
12. Этот эскиз также относят к станции "Вокзальная" (хотя иногда встречается привязка к "Университету"):
13. Вестибюль "Вокзальной", совмещенный с пригородным вокзалом, пожалуй, единственное, что было построено практически по изначальному проекту. Вокзальная часть здания была сдана в эксплуатацию на 5 лет раньше метрополитена, поэтому избавиться от архитектурных излишеств здесь не успели. Из нереализованных деталей в глаза прежде всего бросается шпиль над часами и скульптура перед входом в метро.
14. "Политехнический институт". На своде станции майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.
15. "Завод Большевик":
16. Следующие три эскиза скорее всего относятся либо к "Политехническому институту", либо к "Заводу Большевик". На это указывает отсутствие на этих станциях эскалатора.
17. Эскиз "Песнь":
18. Эскиз "Слава труду":
19. Привязка остальных эскизов к станциям неизвестна и скорее всего ее не существует вообще. Давайте посмотрим на некоторые из них.
20.
21.
22. Здесь, вероятно, предполагалось в своде станции обустроить световые полосы, т.к. светильников на колоннах явно бы не хватило для полноценного освещения.
23.Если на панно Богдан Хмельницкий, то эскиз, возможно, относится к "Вокзальной".
24. Вообще, было бы интересно посмотреть на все эти эскизы в цвете.
25. Эскиз "Героическому Комсомолу":
26. "Дружба":
27.
28.
29.
30.
31.
32. "Дружбы народов":
33. "Звезда":
34.
35.
36.
37. "Цветущая Украина":
38. "Комсомольская". Судя по схеме освещения, проект явно ленинградский. Такая же схема, кстати, затем была перенесена на "Арсенальную", но в итоге так и осталась нереализованной.
39. "Вместе навсегда". Судя по панно, речь идет про Украину с Россией.
40.
41.
42. "Наука":
43. "Победа"
44.
45.
46. "Украина":
47. "Факел мира":
См. также:
Все публикации серии "Метро, которого нет"