Исаакиевский собор. Ползущая угроза.
02.09.2015 года Правительство Петербурга приняло окончательное решение о статусе Исаакиевского собора, т.е. он, как и прежде, находится «в оперативном управлении СПБ ГБУК Государственный музей-памятник Исаакиевский собор". Казалось бы, надо радоваться. Но!
История вопроса такова, что ни один крупный собор в Питере никогда не принадлежал РПЦ. Все они были собственностью императорского двора. Это и Исаакиевский собор, и Казанский собор, и Спас на крови, т.е. те, на владение которых решила претендовать РПЦ, используя федеральный закон №327 от 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Они только пользовались зданиями, а все расходы по содержанию несла императорская семья из своего фонда, а по существу из гос.бюджета. Сейчас бюджет Питера не позволяет нести такое бремя, поэтому часть расходов ложиться на туристов. А это ощутимая часть, учитывая поток желающих посетить музей.
Итак, статус музея окончательно определён, а вот использовать собор разрешено и РПЦ. Самое первое соглашение о взаимодействии между музеем и епархией было подписано в 1990 г., и на сегодняшний день именно оно продолжит регулировать отношения двух сторон. Тогда было разрешено использовать собор 2 раза в год по самым большим церковным праздникам. Собственно, так и было: священнослужители приезжали в собор, освящали его, раскладывали свою утварь и проводили службы. По окончании все реквизиты увозились или складывались аккуратно в углу за ширмочкой. Всё. Теперь могли свободно заходить туристы и фотографировать на память в своё удовольствие.
Но РПЦ всегда действовала по принципу: протяни палец - откусит руку. Яркий пример этому служит Казанский собор. Соглашение распространялось тогда и на него. И я хорошо помню, КАК оно исполнялось. Сначала музейщиков задвинули в самый дальний (от входа) угол помещения, так чтобы туристы проходили сквозь молящихся. В результате женщины-туристы постоянно слышали «шипение» (а иногда и вопли) фанатиков с требованием надеть платок и юбку. Тот, кто впервые туда зашёл, больше не приходил, да и сарафанное радио сработало. Постепенно поток туристов иссяк, а музейщиков выставили за порог.
И вот теперь история продолжается, но уже с Исаакием. Тихой сапой идёт захват собора. Уже реквизит не складируется за ширмочкой, а установлен прочно, горят свечи и этот запах…
В дополнение, выделен угол для ПОСТОЯННОГО моления у икон с горящими свечами и лампадами.
Тут же обязательный знак запрета фото и видеосъёмок:
И, конечно же, торговая точка РПЦ! Ведь бизнес - это главное!
Мы были там 10 декабря, и эта торговая точка была при входе в «молельный зал»
А вот уже через 2 недели, т.е. 26 декабря территория РПЦ расширилась и точка переехала в общий зал:
А при входе в собор с улицы теперь красуется вот это:
Вот так от двух больших праздников в году перешли к ежедневным службам. Именно так и откусывают руку.
И наконец, последнее. Я оказалась свидетельницей довольно серьёзной стычки между охранником музея и христианской фанатичкой, требовавшей её пропустить в музей без билета, чтобы поставить свечку. Охраннику пришлось применить физическую силу, т.к. фанатичка была явно психически неустойчива. На этот раз служба музея выстояла. Но надолго ли?