Онегинъ. Online. Браво, Маэстро!

Jul 27, 2009 15:31

Я люблю балет. И часто, с восхищением наблюдая за действием на сцене, я словно смотрю сказку или фильм о прошлом - этому способствуют как четкая, выверенная, узнаваемая хореография, так и костюмы классического балеты.
Онегинъ. Online - одно из самых сильных моих потрясений за последние несколько лет.

И оно начинается уже с того момента, когда поднимается занавес - Вантовый мост как символ современного Петербурга отчетливо дает тебе понять, что все происходит в наше время. Военные действия в начале спектакля усиливают это ощущение близости сегодняшнему дню, телефрагменты, включенные в представление, словно на машине времени переносят зрителя из ожидаемой пушкинской эпохи прямо в центр современных событий, происходящих на сцене.
Удивительно, как манеры и костюмы главных героев позволяют зрителю безошибочно узнать Онегина в скучающем богаче, Ленского в барде (или рок-музыканте) с гитарой и Гремлина в военном генерале.

Пластика дуэтов Ленского и Онегина завораживают - потрясающе, как язык тела может раскрыть ощущение бессмыссленности жизни одного героя, и оптимизм, желание поддержать и вдохнуть в друга жизнь другого! Как вообще возможно такое хореографическое построение партий, чтобы зритель почувствовал боль и горечь Ленского, стыд, вину, раскаяние Онегина после убийства друга, и терзания, неприкаянность, поиск себя и разочарования главного героя на протяжении всего спектакля, и его трансформацию, прозрение, опьянение любовью при второй встрече с повзрослевшей Татьяной?

Невероятно хороши женские партии. В начале первого акта чувственная, грациозная, кокетливая, женственная! Ольга всецело захватывает внимание зрителя, и на ее фоне девичья стеснительность и неуклюжесть Татьяны почти разрадражает. И в то самое время, когда зритель мысленно отдает пальму первенства младшей сестре, читая это как замысел хореографа, Татьяна танцует свое письмо! Именно так, танцует поэтический текст, и делает это так пронзительно, словно она движется в самом твоем сердце. И именно контраст этого трогательного, нежного танца и следующей сцены, где Онегин читает свою отповедь Татьяне, вызывает неудержимый поток слез.

Ошеломляет превращение Татьяны из тихой наивной девочки в истинную женщину - сцена сна главной героини продумана до мелочей, до тончайших оттенков, до ньюансов в виде гривы распущеных волос в противоположность невинным косам - все эти детали лишь усиливают огромное впечатление от невероятной пластики, танцевальной смелости, практически акробатических трюков.

И музыка - переплетение гитарных арт-рок композиций Ситковецкого с фортепианными и оперными фрагментами Чайковского еще глубже погружают тебя в спутанность, эклектичность, противоречивость современного мира.

Можно рассказывать бесконечно, я все равно не в состоянии передать это мощное ощущение от двухчасового представления. Я плакала, моментами рыдала от переполнявших меня эмоций. Мне кажется, я впервые действительно поняла этот роман - в школьном возрасте мы еще слишком юны, слишком счастливы, слишком прямолинейны и слишком максималисты, чтобы понять и ощутить многогранность и изменчивость и жизни, и самих себя.

Времена и люди всегда одинаковые - мы все когда-то Онегины, Ларины, Ленские. Просто непостижимо, как автору замысла и танцовщикам удается рассказать эту историю, открыть эту "энциклопедию русской жизни" на странице сегодняшнего дня, передать все сомнения и вопросы, борьбу желаний с долгом, эмоции и чувства героев, и поведать о них языком тела так, что каждое движение остается, царапается в душе зрителей, осознающих : этот роман - о нас, все происходящее - вечно. Оно было до Пушкина, до Эйфмана, до нас. Оно будет и после.

ballet, art

Previous post Next post
Up