Музеи Изборска. Часть 2. Экспозиция «Изборская палата Русской словесности и Православной веры»

Feb 28, 2015 23:59

Оригинал взят у nathalie_zh в Музеи Изборска. Часть 2. Экспозиция «Изборская палата Русской словесности и Православной веры»
Продолжаю рассказы о музеях Изборска. Первая часть была посвящена исторической экспозиции «Летопись славяно-русского княжеского города Изборска: от начала России до Полтавской баталии», которая располагается в доме купца Анисимова. Выставка, о которой пойдет речь сегодня располагается во флигеле этого же дома и называется «Изборская палата Русской словесности и Православной веры». Это авторская экспозиция росписей Народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР, Действительного члена Российской Академии художеств, почетного гражданина Пскова Петра Оссовского.




Эту экспозицию нельзя воспринимать как выставку отдельных произведений. Все представленные здесь росписи связаны между собой одной идеей. Это своеобразное посвящение древней псково-изборской земле. Ряд росписей сопровождается литературными текстами, написанными Валентином Курбатовым, что по замыслу П.П.Оссовского должно способствовать более глубокому восприятию его живописных произведений и образного решения всей "Изборской палаты" в целом.



Центральная художественная композиция первого зала носит название "Русская словестность и Православная вера". По ее краям расположены изображения А.С.Пушкина и княгини Ольги, а в центре находится роспись под названием "Видение и явь княгини Ольги"




Вот что пишет сам П.П.Оссовский: "Размышляя о содержании росписей, я пришел к выводу, что на стенах палаты должны быть изображены образы двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с псково-изборской землей: Святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на эту историческую землю Православную Веру и заложившей основы русской государственности., а так же великого поэта, основателя Русской Словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на псковской земле глубоко национальный характер и пронизана идеями православия".


 


Роспись под названием "Видение и Явь княгини Ольги", рассказывает о летописном видении княгине трех лучей в небе над довмонтовой кручей, на фоне которой изображен Троицкий Собор Псковского кремля в его нынешнем величии. С двух сторон этой росписи расположены изображения  старца Николая Гурьянова, несшего нелегкую пасторскую службу на Талабских островах Псковского озера уже в наши времена и молящейся женщины на фоне изображений Богоматери и Святителя Николая.




Эту композицию сопровождает следующий текст В.Курбатова:




"Стоят перед Россией, как перед Крестом, Слово и Образ, «солнце русской поэзии» Александр Пушкин и равноапостольная княгиня Ольга. Поэт, давший России светлую речь, и Княгиня, первой принявшая Православную веру, - добрые гении, единым трудом скрепившие русское сердце в духовно строгое целое, в котором вера объемлет душу, а душа творит культуру. Далекие друг от друга во времени, потому что у истории долгие сроки, но промыслительно близкие в земных пространствах - сто с небольшим верст от святых псковских Выбут до благословенного псковского Михайловского.

В разное время позвала обоих древняя земля для великого дела строительства русской души, и оба услышали историю как властное задание. И выполнили это задание, прорастая в нас Святой Живоначальной Троицей и чудом неисчерпаемого русского языка, небесным духом и земной душой высшего Просвещения.

Спокойно росло с ними русское сердце, таинственно и прочно соединяя молитву и слово в единое живое духовное делание - от слова к слову, от имени к имени. И если обернемся уже в сегодняшний день, то и спустя десятилетие после кончины, как святое эхо того небесного духа, залитский старец Николай Гурьянов и печорский инок Иоанн Крестьянкин, как святая застава на храмовой дороге Руси, как неустанное напоминание, что Родина есть Господня тайна и неустанное жертвенное служение."

На противоположной стене расположена композиция "Благовест над Изборской землей", изображающая монаха-звонаря, символически исполняющего торжественный звон, немые звуки которого разносятся над Изборской крепостью. С двух сторон этой композиции помещены полотна, изображающие двух иноков: мужчину и женщину - посланников Православной Веры.














"Поднимитесь на старое городище в Изборске золотым утром, когда едва встает солнце, встаньте в Пскове у Ольгинской часовни перед светлым собором Троицы над Великой или выйдите из Никольского храма на острове Залита после всенощной, когда солнце уже лежит на водах Псковского озера и облака наливаются алым жаром, и мир притихает в сосредоточенном безмолвии. Вы вдруг увидите, что утро зовет вас к благословению дня и благодарной молитве за чудо жизни, а садящееся солнце ищет колокольного звона. А когда к ночи потянется по долинам кадильный дым туманов и зажгутся лампады звезд, душа разом увидит, что вся земля - храм и икона.
Здесь собиралась молодая Русь красным звоном. Вставал храм, и владыка или иерей кропили колокол святой водой, и летел над долинами, ратными полями и озерами неувядаемый звон. И с того святого дня благовестили колокола к заутрене и обедне, христосовались звоном на Пасху, радовали русский слух. И не уставал звон неугасимый, спасительный, гремела медная нерушимая хвала. И стоял человек под звоном еще может быть не на небе, но уже и не на земле, в ясном Христовом свете.
Храм мира открыт глазам под светлый благовест воскрешающего звона!
Отсюда есть пошла земля русская."

Роспись "Набат" посвящается тому тревожному колокольному звону, который за годы ушедших эпох не раз призывал сплоченный русский народ к  защите неспокойной земли, сопротивлению силам захватчиков и суровой природы.





"Редко была покойна Изборская земля. Вдруг озарялось небо стягом пожаров, и тогда летел с колоколен и звонниц рвущий сердце набат, поднимал слободы и монастыри, проникал за тяжелые ставни и засовы. Звонари, срывая кожу на руках, ударяли к осаде, и это было их первым боем, а когда поднимали народ вовремя, то и первой победой.
Пело жадное пламя, пожирая посады. Поднимались старые и малые (да и не было в беду малых - все были велики). Оставляли свое ремесло каменщики, ломцы плиты, стенщики. Целовали материнские охранительные кресты, брали не успевшее остыть с прошлой битвы оружие, и шли к Николе. И иноки, надев схиму, оставляли молитву, а крестьяне лемеха плугов, чтобы, поцеловав хоругвь, сменить плуги на мечи, и слышались тогда в звоне колоколов, литых из ратной меди, гром оружия, ржанье коней, плач жен, предчувствующих вдовство, и властное обещание победы. И Русь опять была спасена и ограждена "от богопротивныя силы".

Роспись "Дорога к храму" посвящена возвращению православной веры на русскую землю.






"На пороге тысячелетия Крещения Руси прозвучала задевшая каждое русское сердце фраза: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму?» Мы успели узнать бесплодность дороги, в конце которой не Бог, а своеволие, и теперь, идя вперед в необратимой истории, должны возвратиться душой к развилке, с которой свернули не туда, и идти уже под Господней рукой. Как с верой и волей шли наши прадеды, начинавшие день и труд в мире и войне крестным знамением.

Мечи наших князей стояли крестами в Живоначальной Троице, напоминая о славе, а чудотворные печорские иконы Умиление и Успение Владычицы в трудный час вставали в ряды ратников, подкрепляя их силы.
И сегодня только подними глаза к синему родному небу, и оно наклонится к тебе Божьей любовью, потому что даже и в самые глухие годы храмовая дорога не зарастала окончательно и не умолкала молитва русского человека".

В отличие от росписей первого зала, которые посвящены духу глубокой древности, росписи второго зала отражают современность - людей с историческими профессиями псково-изборского края и землю на которой они испокон веков живут.



Росписи "Натюрморт с прапором и наковальней" и "Народные кузнецы Петр и Кирилл" посвящены мастерам кузнечного дела






Здесь же можно увидеть росписи "Храм в устье Великой" (храм Ильи Пророка в Выбутах); "Никола Ратник" и "Часовня Святого Николая" (на острове им. Залита)













Росписи "Псковитянин" и "Псковитянка"





В третьем зале можно увидеть  две пейзажные росписи - "Остров на псковском озере" и "Рассвет над Изборской крепостью"







И замыкает экспозицию художественная композиция "Посвящение колориту русской иконы", текст к которой написал сам П.П.Оссовский




"Могучая и былинная, неброская по краскам земная твердь псковского края, с опрокинутым над ней куполом бездонного неба, покрытым покрывалом, напоённых влагой облаков, готовых мгновенно разразиться вселенскими грозами, часто в осеннюю пору озаряется потрясающей симфонией пламенеющих закатов в ясном и прозрачном воздухе северной природы. Эта симфония, льющаяся с высот небесной тверди, украшает жизнь человека необходимым для его души пиршеством красок, которого не достаёт природе. Наверно поэтому редкой красоты божественно - красочный гимн неба отразился на досках псковских икон, где происходит могучее слияние человека и окружающей его среды. Человека и Бога. Так Мир получил уникальное искусство псковских иконописцев, воплотивших райскую жизнь небесных чертогов на своих иконах, озарённую сплавом красок пурпурных закатов и золотистого аурелиона многочисленных отмелей рек и озёр, подаренных природой порубежной псковской земле Великой России."




Апостолы Петр и Павел













На этом осмотр "Изборской палаты Русской словесности и Православной веры" завершен. Добавлю, лишь что тексты, выделенные курсивом взяты мной на сайте Изборского музея-заповедника.

Еще пара фотографий


Флигель дома купца Анисимова, где располагается экспозиция



Афиша экспозиции

музеи, Оссовский П.П., Изборск, Псковщина в изобразительном искусстве, Печорский район

Previous post Next post
Up