Спегальский Ю.П. Альбом "По Пскову XVII века" (продолжение)

Jan 16, 2015 03:05

Оригинал взят у nathalie_zh в Спегальский Ю.П. Альбом "По Пскову XVII века" (продолжение)
Продолжение альбома Ю.П.Спегальского "По Пскову XVII века". ( Начало в предыдущем посте).

ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ.
Поганкины палаты (20 - 30-е годы XVII века) входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Со второй половины XVII века двор занимал целый квартал, На другой стороне Большой (ныне Некрасовской) улицы, ширина которой в старину в этом месте была около 6 метров, стояла приходская церковь Похвалы богородицы с большой четырехугольной, отдельно стоящей, звонницей. Здесь, в очень оживленной, многолюдной части города, сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во все времена одной из основных дорог города. Место их пересечения называлось "красным крестом", то есть красивым перекрестком.





ВТОРЫЕ ПАЛАТЫ МЕНШИКОВЫХ НА ВЕЛИКОЙ УЛИЦЕ.
Вторые палаты Меншиковых имели трехэтажный каменный низ и деревянные этажи над ним. Особенность этого здания - богатая орнаментация оконных наличников, не полу-чившая в Пскове большого распространения, поэтому палаты являются, в своем роде, неповторимой постройкой. (Здание сохранило всего лишь два каменных этажа.)



ДВОР МЕНШИКОВЫХ НА ВЕЛИКОЙ УЛИЦЕ.
Со стороны двора двухвсходное каменное крыльцо, вело в просторные сени. Из сеней налево был вход в домашние покои, направо - в светлую, богато и нарядно украшенную столовую палату. Лестница, устроенная в толще стены, выходила во двор и в погреб. В "веселые" (или "потешные") палаты из сеней вела лестница, тоже проходящая в толще стены. "Потешные" палаты имели выход на большое деревянное гульбище над крыльцом.



СТОЛОВАЯ ПАЛАТА В ДОМЕ МЕНШИКОВЫХ.
Столовая палата здесь имела сводчатое перекрытие. Стол располагался "покоем" (в виде буквы "П") и занимал середину зала. По трем сторонам шли лавки. Ножки стола были врублены о деревянный пол, так же как и ножки лавок, стоявших вдоль стен и заходивших в подоконные ниши. Вблизи входной двери стояли с одной стороны изразцовая печь, с другой - большой, от пола до свода, киот с иконами. Вечером палаты освещались паникадилами - люстрами, подвешенными к кольцам в своде.



"ПОТЕШНАЯ" ПАЛАТА В ДОМЕ МЕНШИКОВЫХ.
"Потешные", или "веселые", палаты представляли собой два светлых, просторных зала, соединенных открытым проемом. Вдоль стен тянулись врубленные в пол лавки с резными подзорами. Печи изразцовые, с пышным рельефным орнаментом, расписанным блестящими цветными керамическими эмалями. Середина помещений оставалась свободной для игр и плясок.



БОЛЬШОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ГУЛЬБИЩЕ.
Над верхней площадкой крыльца обычно устраивалось деревянное гульбище, куда входили из помещений для приема гостей в третьем этаже. Встречались гульбища и другого типа - в виде деревянных балконов вдоль дворового фасада или каменных галерей в первом этаже.



НА ГУЛЬБИЩЕ БОГАТЫХ ПАЛАТ.
Один из типов гульбищ - каменная галерея в первом этаже.



ВАРЛААМСКАЯ НАУГОЛЬНАЯ БАШНЯ.
Неприступность псковских крепостных стен и башен XVI- XVII веков особенно ощущается с наружной их стороны. И хотя башни были неодинаковыми, а стены на разных участках имели различные устройства и размеры, характер и масштаб крепостных сооружений были едиными. На всем протяжении внешней крепостной ограды - от Покровской башни до Верхних решеток, а оттуда вдоль Запсковской стены до Варлаамской башни - между стеной и рвом проходили "слухи", то есть постоянные каменные сводчатые подземные контрминные галереи.



ГРЕМЯЧАЯ БАШНЯ.
Гремячая башня кроме "слухов" имела еще и каменный подземный "подлаз"; он спускался от башни до уровня воды и использовался в боевое время для обеспечения водой защитников Верхних решеток.



ЗАПСКОВСКИИ БОЛЬШОЙ МОСТ.
На Запсковье с площади Старого торга к мосту вел проезд в высокой Рыбницкой башне. Вид с Запсковского большого моста на Средний город был одним из наиболее интересных в древнем Пскове. Направо от Рыбницкой башни возвышался Довмонтов город с многочисленными церковными главами и позолоченными крестами. За ним, еще выше, поднимался Кром. По левую сторону, над стеной Среднего города, высился храм старого Снетогорского подворья. С 1510 года подворье стало жилищем псковского наместника, а потом воеводы.



РЫБНИКИ.
Место на берегу Псковы, где располагались низкие деревянные рыбные ряды, называлось Рыбниками. Неподалеку вздымались белые крепостные стены и башни с шатрами, рядом по реке сновали ладьи с парусами и флажками на мачтах, а над всем этим высились блестящие главы церквей Довмонтова города и грандиозные громады Крома.



ВОРОТА ЦЕРКВИ КОЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА С ПРИМОСТЬЯ.
Под щипцом ворот в нише помещалась большая фреска



ДОМ ТРУБИНСКИХ С САДА.
Главными улицами Запсковья были Званица (ныне Леона Поземского) и Большая Запсковская (ныне улицы Герцена и Верхне-Береговая). На них ставили приходские церкви и монастыри. Во второй половине XVII века здесь, особенно на Званице, стали строить дворы псковские богачи. Обе улицы шли по краю или близко от края высоких берегов Великой и Псковы, с которых открывались красивые панорамы. Двор Трубинских на Званице - один из интереснейших памятников псковской гражданской архитектуры периода ее расцвета (последняя четверть XVII века). Главное здание двора - образец богатых жилых палат с встроенным крыльцом и планом в виде "глаголя"- интересно оригинальным сочетанием объемов, живописностью компоновки и тонко продуманной планировкой жилых помещений. Со стороны сада палаты имели в верхнем этаже деревянное гульбище.



СТОЛОВАЯ ПАЛАТА В БОГАТОМ КУПЕЧЕСКОМ ДОМЕ.
Архитектурное решение дома Трубинских предусматривало мужскую и женскую половины не только деревянных спальных помещений, но и палат для приема гостей. Каждая из этих половин имела свое красное крыльцо, свои сени, столовую и "потешную" палаты. Столовая палата обычно выглядела очень нарядной. Стол устанавливался ближе к окнам, и богатая посуда блестела под лучами солнца. Обязательной принадлежностью столовой палаты были огромный киот с иконами и цветная изразцовая печь. Вечером палата освещалась паникадилами, подвешенными к кольцам в своде.



ОСОБАЯ ПАЛАТА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ.
Малая столовая для приема особо почетных гостей в доме Трубинских в торце имела две арки, которыми отделялась часть помещения, повышенная на одну ступеньку. В левом пролете стояла изразцовая печь. В затененной глубине была дверь на лестницу, через которую к гостям, когда это требовалось обрядом, выходили из верхних покоев представительницы женской части семейства Трубинских.



В ДОМЕ ТРУБИНСКИХ.
В доме Трубинских при горницах женской половины на южной стороне имелась каменная светлица для дневных занятий и развлечений. Из нее можно было выйти на висячее гульбище, откуда открывалась необычайной красоты картина Крома, Довмонтова города, Рыбников, Завеличья, Нижних решеток, рек Псковы и Великой. Светелка и гульбище были и при мужской половине, над крыльцом.



ДВОР БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА.
В последней четверти XVII века в Пскове двор богатого человека создавался всегда как цельное архитектурное произведение, в котором и главные и подсобные строения, вплоть до колодца, были связаны единым художественным замыслом. Жилые здания компоновали таи, чтобы они были удобно связаны с участком и подсобными строениями, чтобы их внутренние помещения нужным образом освещались солнцем или были в тени и выходили к улице или двору в соответствии с их назначением, чтобы крыльца, гульбища и светлицы не только обращались на солнечную сторону, но и к наиболее красивым местам города, к далеким живописным перспективам Пскова.



КРЫЛЬЦО ПАЛАТ ВО ДВОРЕ НА ПОЛОНИЩЕ.



НА КУПЕЧЕСКОМ ДВОРЕ.



ДВОР В ПЕСКАХ.



ДВОР НА ЗАВЕЛИЧЬЕ.



КРЫЛЬЦО БОГАТЫХ ПАЛАТ.



ДВОР НА ПОЛОНИЩЕ.



ВО ДВОРЕ БОГАТЫХ ПАЛАТ.



УЛИЦА ЗВАНИЦА.
На улице Званице стоял и дом Жуковой - образец жилых палат XVII века: очень компактное по своей планировке здание со встроенным крыльцом; имело верхний деревянный Этаж, висячее деревянное гульбище. В этой постройке отразилось стремление купечества перенять внешние формы западной культуры. Свидетельство тому - построенный в углу палат эркер, явно заимствованный из немецкой архитектуры. (Сохранялось лишь основание этого дома.)



ДВОР НА УЛИЦЕ ЗВАНИЦЕ.
В центре двора - жилые палаты XVII века с двумя каменными и одним деревянным этажами, с каменным крыльцом и деревянным гульбищем.



БОЛЬШАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ УЛИЦА.
"Богоявленский крест", где пересекались Запсковская улица с Богоявленской, идущей отсюда вниз к мосту на Броды, был украшен помимо храма Богоявления с Запсковья церковью Иоанна архиепископа.



В ОКОЛЬНОМ ГОРОДЕ.
В этой самой большой и наиболее оживленной части Пскова широкие пространства - нивы, огороды, сады - сменялись то узкими, тенистыми, то солнечными улицами и переулками; деревянные постройки чередовались с каменными. Местами открывались уютные, окруженные купами зелени площади, на которых блистали купола церквей, вздымались звонницы с круглыми столбами и зубчатыми крышами.



У МИРОЖИ.
Один из старейших монастырей Пскова - Мирожский с собором XII века - неповторимый памятник архитектуры и монументальной живописи. (На рисунке - надвратная церковь Стефана; построена заново в конце XVII века на месте храма, возводившегося в 1404 и 1546 годах. На другом берегу Великой видны Покровская башня, часть стены, а за ней - купола церквей Рождества и Покрова.)



ДОМ БАТОВА.
В конце XVII века это был целый жилой комплекс на Завеличье. Главное здание построено "глаголем" (в виде буквы "Г"), крыльцо встроенное. В этом доме был очень интересно спланирован подъезд к воротам парадного крыльца с улицы: строители даже часть улицы перед двором ввели в архитектурно - пространственный комплекс, подготовив тем вход во двор, а затем в палаты.



Это все рисунки, опубликованные в альбоме. Но в этой книге еще есть еще статья Ю.П.Спегальского о Пскове и его архитектуре в XVII веке, которую прочитать можно здесь.

Напоминаю, что составителем и автором пояснительного текста к рисункам является архитектор-художник О. К. Аршакуни.
Ну и если кому-то захочется по-больше узнать о Ю.П.Спегальском, его жизни и деятельности, то добро пожаловать на мой сайт Спегальский.народ.ру.

Спегальский Ю.П., Псков, Псковщина в изобразительном искусстве

Previous post Next post
Up