В Музее-квартире Ю.П. Спегальского можно увидеть выставку "Чистый образ поколения", посвященную архитектору-реставратору Вере Алексеевне Лебедевой (1929 - 2018), которая возрождала к жизни многие памятники архитектуры древнего Пскова после Великой Отечественной войны. Это храмы
Николая Чудотворца в Устье и
Николы со Усохи в Пскове, храм Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение, церковь
Илии Пророка в Выбутах,
церковь Троицы Живоначальной в Доможирке, и другие.
На выставке представлены чертежи, выполненные Верой Алексеевной, ее проекты, фотографии и личные вещи. К уникальным предметам можно отнести кованые гвозди и керамиды из храма Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение.
Как известно, в Пскове в послевоенное время была мощная школа реставраторов древних памятников архитектуры, расцвет которой пришелся на 50-60-е годы прошлого века. У многих на слуху фамилии признанных мастеров "Псковского Возрождения" -
Юрия Павловича Спегальского,
Всеволода Петровича Смирнова,
Бориса Степановича Скобельцына,
Михаила Ивановича Семенова. Но, конечно, не только они трудились над восстановлением и сохранением архитектурного наследия древнего Пскова. Есть еще не мало людей, фамилии которых, возможно, не так известны, но которые отдали делу изучения и возрождения памятников архитектуры Пскова и Псковской области все свои знания, умения, всю свою жизнь. Такой была и Вера Алексеевна Лебедева.
Вера Алексеевна оставила нам воспоминания о своей жизни, работе в послевоенном Пскове, о людях, с которыми она работала, о проектах и памтниках, в восстановлении которых она принимала участие. В 2018 году незадолго до ее кончины воспоминания были записаны Ниной Борисовной Грошевой (это дочь Б.С. Скобельцына) и позднее опубликованы в научно-практическом историко-краеведческом журнале "Псков" (№ 51, 2019) в материале под названием
"Пройденный путь. Воспоминания о псковской реставрации". Выдержки из воспоминаний В.А. Лебедевой приводятся в сопроводительных материалах к выставке:
Я родилась 23 декабря 1929 года в городе Пушкине Ленинградской области. Родители были железнодорожниками Витебского отделения Октябрьской железной дороги в Ленинграде.
Моя мама, Григорьева Наталья Яковлевна, 1903 г.р., уроженка дер. Марьино Новгородской области. Папа, Алексей Фёдорович Григорьев, 1898 г.р. родился и начало жизни провёл в Твери, где с пяти лет он уже работал в сапожной мастерской. Позднее родители перебрались в Петроград, где на железной дороге и познакомились, создали семью. Жили мы в Павловске на улице Третьей Краснофлотской на втором этаже деревянного дома с семьёй из шести человек. В Павловске я закончила первые четыре класса школы. Когда началась война мне было 11 лет. 30 августа 1941 года мама с нами детьми выехала в эвакуацию в город Павлодар. Папа оставался и работал в Ленинграде. В 1944 году, после снятия блокады, семья собралась в Ленинграде.
Окончив в 1947 году восьмой класс я, по совету мамы, поступила в Ленинградский архитектурный техникум на специальность "Реставрация старых русских городов и пригородов". Занятия в техникуме мне нравились, учителями были преподаватели Академии художеств. При распределении на работу выпал Псков. И, разумеется, увидев его памятники, никогда не жалела об этом.
Меня направили в реставрационную мастерскую техником-архитектором. Псковская специальная научно-реставрационная производственная мастерская занималась восстановлением разрушенных во время Великой Отечественной войны памятников архитектуры. Моей первой работой в реставрационный мастерской был обмер небольшого домика на территории электростанции. Вторым заданием было восстановление южной стены Детинца, так как она оползала в ров. Третьим было задание вычертить фасады звонницы церкви Козьмы и Дамиана с Примостья.
Осенью 1955 года после окончания института им. Репина Академии художеств в реставрационный мастерской появился архитектор Всеволод Петрович Смирнов. В конце 1955 года по приглашению В.П. Смирнова приехал из Ленинграда в Псков Б.С. Скобельцын. В 1955 году вместе с Надей Полкановой мы обмеряли Покровскую башню. Проектом реставрации Покровской башни и всего Покровского угла занимался тогда в В.П. Смирнов. Помню, как мы с Зинаидой Алексеевой обмеряли церкви Ильи Пророка погоста Выбуты.
Тогда было заведено так: нашу проектную работу оплачивали только тогда, когда рабочие приступали к работе на объекте. В.П. Смирнов добился того, чтобы проектные работы оплачивались по нарядам, независимо от производства реставрационных работ. В 1956 году я приступила к работе по церкви Старое Вознесение бывшего Старо-Вознесенского монастыря. В обмерах мне помогала техник-архитектор Валя Сусанина. Позднее мною были выполнены исследование и проект реставрации церкви, которая была осуществлена в натуре в 1960-1970 годы.
В 1957 г. Реставрационную мастерскую в Пскове ликвидировали. Рабочих-реставраторов перевели в ремонтную контору, а проектировщиков в проектную контору "Облпроект" (ныне институт "Псковгражданпроект"). На имя начальника "Облпроекта" В.С. Маркитанова пришло письмо пыталовского учителя Н.Я. Боровикова об интересной древней церкви Воскресения Христова, находящиеся в селе Пустое Воскресение Пыталовского района. Он писал, что церковь представляет значительный исторический и художественный интерес, но находится в аварийном состоянии. Очень меня это заинтересовало, я захотела найти эту церковь. Церковь сразу очень понравилась - настоящий древний храм XV века И в такой глуши. Василий Степанович Маркитанов разрешил мне совместить работу по этой церкви с основной работой.
Работая в "Облпроекте", я увлеклась игрой в волейбол, баскетбол, греблей. Но больше всего мне нравился настольный теннис, я участвовала в соревнованиях по настольному теннису в команде "Облпроекта".
В конце 1958 года в Пскове снова организовали реставрационную мастерскую с проектной группой. В.С. Маркитанов не хотел чтобы я уходила из "Облпроекта", но я настояла: "Я приехала в Псков заниматься памятниками, разрешите мне уйти".
В 1959 году директором мастерской стал В.П. Смирнов. В это время шла разборка поздней засыпки внутри Покровской башни. В.П. Смирнов работал над созданием грандиозного шатра башни. За церковью Покрова и Рождества Богородицы и до самой крепостной стены были уложены материалы для шатра. В 1962 году вместе с В.П. Смирновым я занималась собором Трёх Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря, противоаварийными работами. Обмерять подклет мне помогала дочь В.П. Смирнова Ирина. Только колокольня тогда осталась не укреплённой - не были выделены средства. Впоследствии колокольня рухнула, у меня остались только её обмеры.
После Елизарова занималась исследованием и восстановлением западной стены Довмонтова города, затем в Изборске обмеряла башню Рябиновку. Потом была реставрация Никольской церкви в Острове. Всеволод Петрович руководил работами. Штукатурку стен сделали лепную, неровную, как в старину. Но священнику храма это не понравилось, и впоследствии он её выровнял под правило. Были ещё работы по церкви Петра и Павла с Буя - восстановление 16-тискатного покрытия.
В конце 1963 года начались реставрационные работы по церкви Николы со Усохи. Целью реставрации было восстановление первоначального облика храма. В 1941 году церковь была сильно повреждена пожаром, а в 1946 году частично реставрирована по проекту и под руководством Ю.П. Спегальского. Работу я решила начать с макета храма. Макет делала из пластилина. Помогал мне М.И. Семёнов, по чертежам он сделал основу макета из дерева, калабашки, которые я обмазывала пластилином. Затем по нашему макету сделали макет из гипса, занимался этим работавший у нас в мастерской лепщик Ричард Альфредович Душник-Блёстен. Из реставрационных работ по храму была выполнена центральная глава, покрытая лемехом и трёхстопная звонница (1964-1966 годы). Дальнейшие работы по реставрации церкви проводились в 1972-1978 годах под руководством Б.С. Скобельцына.
В своё время я обмерила ц. Святой Троицы XVI века в селе Доможирка Гдовского района. Помогал мне обмерять наш фотограф С.М Морозов. Мы находились в Гдове, где мерили Гдовскую крепость, и в Доможирку (это порядка 22 км от Гдова) поехали на мотоцикле Сергея Михайловича. Церковь большая, с двумя приделами. Жили мы у местных жителей. Дело было под праздник 7 ноября. На обратном пути в Псков пошёл снег, и дорога стала скользкой, мотоцикл не удержался на дороге, и мы влетели в кювет. Вернулась в Псков вся в синяках, но поехала домой к маме в Ленинград. Мама очень удивилась моему виду и сказала: "Что это за работа такая?". Пока сын был маленький, я занималась вычерчиванием обмеров, сделанных ранее. По пещерам Печерского монастыря вычерчивала развёртки улиц с керамидами. Также чертила кресты на главы для Доможирки.
В 1970-е годы руководила исследованием и реставрацией Северного комплекса Мирожского монастыря (Стефановская церковь, колокольня и Братский корпус). В 1972-1978 годы занималась работами по исследованию, обмерам и восстановлению
усадьбы матери М.П. Мусоргского в деревне Наумово Куньинского района. На основании проведённых исследований усадьба в Наумове была восстановлена. В 1980 году перешла работать во вновь созданную Псковскую архитектурно-реставрационную мастерскую №4 Ленфилиала проектного института "Спецпроектреставрация". Объекты остались прежними.
В 1981 году производились раскопки в дер. Пошивкино рядом с Наумовом. Искали остатки церкви. Церковь, в которой венчались родители композитора и крестили его самого, была разобрана до войны. Восстановление утраченной церкви не представилось возможным. Идея перевезти на восстановленный фундамент ветшавшую деревянную Никольскую церковь XVIII века из села Прихабы, подходившую по габаритам, к сожалению, не нашла поддержки. Церковь погибла. В 1982 году продолжились раскопки в дер. Карево Кунинского района с группой архитекторов АРМ-4 (архитектурно реставрационные мастерской) на предмет восстановления усадьбы отца М.П. Мусоргского. Вместе с реставрационными работами занималась архитектурными обмерами памятников при их паспортизации, архивными изысканиями, участвовала в создании архивной картотеки Псковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской.
Ушла на пенсию из АРМ-4 Ленфилиала института "Спецпроектреставрация" с должности руководителя проектной группы в 1986 году.
Церковь Воскресения Христова (1495 г.) в селе Пустое Воскресение
Фото 1960-х годов в процессе реставрации и состояния в 1980-х гг.
Спасо-Мирожский монастырь в Пскове.
"Северный комплекс": Стефановская церковь кон. XVII в., Братский корпус 1789 г. и колокольня 1885 г.
Продольный разрез, взгляд на север.
Рабочий чертеж, 1977 г.
Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе в Пскове, XVI в.
Рабочий проект реставрации, 1985 г. (не осуществлен).
Церковь в. Николы в Острове, 1547 г.
Продольный разрез. Взгляд на юг. Кроки обмера, 1963 г.
Здесь на стенде фотографии разных лет: Никольская церковь в Устье, храм Святой Троицы в Доможирке, церковь Старое Вознесение в Пскове; бывший господский дом в усадьбе Наумово Куньинского района.
В 2012 году В.А. Лебедева стала лауреатом Государственной премии "Хранители наследия" в номинации "Историческая память". Премия вручается за личный вклад в сохранение историко-культурного наследия РФ.
В витринах предметы и документы, принадлежавшие В.А. Лебедевой.
Диплом об окончании Ленинградского архитектурного техникума; билет члена Союза Архитекторов СССР № 6804;
удостоверение сотрудника проектного института по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация" №125;
акварельные краски.
К сожалению, фотография, на которой В.А. Лебедева изображена в эффектной шляпке и с книгой в руках не подписана, поэтому я могу лишь предположить, что сделана она до/в 1959 году, т.к. на фотокарточке указан адрес фотоателье в Пскове - Октябрьская, 3. В 1959 году улицу Октябрьскую объеденили с Пролетарским бульваром и назвали Октябрьским проспектом.
В.А. Лебедева в молодости.
Чертежные инструменты и карандаши "Koh-I-Noor".
Диплом и грамота за I место в соревнованиях по настольному теннису
Значки
В.А. Лебедева в команде по настольному теннису
Квалификационный билет спортсмена
Керамида XVI в. из церкви Св. Николы в Острове;
Подсвечник. Подарок Вере Алексеевна от М.И. Семенова. Работа М.И. Семенова.
Кованые гвозди с церкви Воскресения Христова (село Пустое Воскресение)
Клатч Веры Алексеевны Лебедевой
Карандашница. Подарок В.А. Лебедевой от Н.С. Рахманиной; щетка-сметка; масштабная линейка 3-х гранная (немецкая).
В постоянной эспозиции Музея-квартиры Ю.П. Спегальского мы так же можем видеть фотографию В.А. Лебедевой.
Здесь в витринах мы можем рассмотреть керамические плитки с барабана церкви Воскресения Христова в селе пустое Воскресение. Надпись гласила: "Лето 7003-го совершенъ бысть храмъ старого Воскресения Христова тщанием Борисовемъ и Феодориевем".
Вот такая выставка...
P.S. Текст, выделенный курсивом, взят из сопроводительных материалов к выставке.
Добавлю еще, что мой рассказ о выставке "Золотой век псковской реставрации", которая прозодила в Музее-квартире Ю.П.Спегальского в прошлом году, можно почитать
здесь.