Псковская земля. На Святой горке в Псково-Печерском монастыре

Nov 30, 2023 02:42

Недавно я вновь побывала в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, причем в не совсем привычном для себя формате. Как правило, я бываю здесь или как экскурсовод или в частном порядке. Но в этот раз я приехала в монастырь в составе паломнической группы. Так что помимо традиционных экскурсий по обители и Пещерам, мы еще поднялись на Святую горку, где я до этого ни разу не была. И вот об этом мой сегодняший рассказ.

Святая горка - это особое место в Псково-Печерском монастыре. Ведь именно здесь в конце XIV века произошли события, послужившие отправной точкой для возникновения на этом месте монашеской обители. Как рассказывает нам монастырское предание, в те времена это были места глухие, малозаселенные, заросшие диким лесом. И вот однажды изборяне - отец и сын Селиши, охотившиеся в этом лесу близ ручья Каменец, услышали "гласы поющих неизреченно и прекрасно" и ощутили благоухание "яко от множества фимиама". При этом никого из людей они не видели.

Селиши рассказали жителям Изборска об этом чудесном явлении и за этим местом закрепилось название - Святая горка. Потом изборяне выкупили эти земли у Пскова, кинули жребий, по которому земля где  находилась Святая горка досталась крестьянину Ивану Дементьеву. Он поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: "Богом Зданные Пещеры". В пещерах в то время уже жили монахи. Сколько их было, откуда они сюда пришли точных сведений нет. Возможно, это были выходцы из Киево‑Печерского монастыря, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Предание сохранило имя лишь одного из них - преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерского монастыря является 28 августа 1473 года, когда во имя Успения Пресвятой Богородицы была освящена первая монастырская церковь - пещерный храм, ископанный в горе священником от. Иоанном Шестником и его женой - матушкой Марией. Потом они оба примут здесь иноческий образ - она с именем Васса, а он - с именем Иона и будут похоронены здесь же, в монастыре. Их мощи покоятся в ближних пещерах Псково-Печерского монастыря. Так все начиналось, и вот уже в нынешнем 2023 году обитель отметила 550-летие своего существования.

С течением жизни, по мере развития монастыря все новые постройки стали располагаться в низине, на дне оврага, но Святая горка всегда была особенным местом в обители, таким она остается и сейчас. В отличие от территории монастыря, куда может зайти любой желающий, Святая горка - это закрытое для широкого посещения людьми пространство. Туда могут приходить только монахи, проживающие в монастыре и те паломники, у кого есть благословление (т.е. разрешение) на посещение Святой горки от благочинного монастыря. (Об особых гостях настоятеля я не говорю, т.к. это само собой разумеется).

У нашей группы такое благославление было и благодаря этому мне посчастливлось там побывать.

Последний из моих фоторепортажей из Псково-Печерского монастыря был сделан в августе этого года. Тогда шла очень интенсивная подготовка к празднованию 550-летия монастыря, сопровождавшияся грандиозными дорожно-строительными и реставрационными работами. Работы эти продолжаются и сейчас, уже в меньшем объеме, чем это было в августе, но все равно, вход через Святые ворота еще закрыт, а попадаем мы в обитель через калитку у Михайловского собора.

Здесь нас встречает белочка и притягивает к себе всё наше внимание.

На верхней площадке монастыря в больших деревянных вазонах еще цвели розы... (на дворе было 19 ноября!)

Здесь мы стоим перед Никольской церковью XVI в. В этом году закончилась ее реставрация, с нее сняли строительные леса и теперь храм представет перед нами во всей красе...

И, конечно, мы спускаемся вниз, идем к Успенскому храму.

Вид на Кровавую дорожку и Никольские ворота...

После посещения Успенкой церкви и экскурсии по Пещерам мы поднимемся на Святую горку...

Большая звонница Псково-Печерского монастыря еще частично стоит в лесах. Начало подъема на Святую горку находится восточнее входа в Пещеры, рядом со звонницей.

А это звонница, но уже с обратной стороны....

По лесенке поднимаемся на гребень Святой горки. Впереди виднеется шатер Изборской башни...

Все монастырские строения остаются внизу...

На Святой горке стоит деревянный храм в честь Псково‑Печерских преподобных....

А еще здесь можно увидеть очень древнее дерево - 600-летний дуб. И если верить исследователям, которые установили такой его возраст, то значит, что монастыря еще не было, а этот дуб уже здесь рос, т.е. он был свидетелем зарождения обители. В декабре 2020 года монастырский дуб был внесен в почетный реестр старовозрастных деревьев России под номером 994, а 28 марта 2022 года ему был официально придан статус памятника живой природы.

Дерево столь древнее, что стоит с помощью подпорок, которые стерегут грифоны...

Купола Успенского храма, обычно находящиеся на недосягаемой высоте, здесь непривычно близко. Кажется, что до них можно дотронуться рукой...

На время реставрации монастырской звонницы, здесь на Святой горке установили временную небольшую звонничку

Вот такие виды открываются на монастырь со Святой горки

Крепостные стены и башни - наугольная Тайловская и самая высокая из крепостных башен - башня Верхних решеток, которая сейчас на реставрации...

Еще раз  купола Успенской церкви....

Купол Благовещенской церкви...

Вид на Михайловский собор....

Шатер Благовещенской башни. Сама башня, как видится с этой стороны, полностью выходит за пределы крепостных стен. Мы идем к самой высокой точке Святой горки, где стоит так называемая Петровская беседка. За зелеными заборчиками, между которых лежит дорожка, растут садовые деревья и кустарники.... Сейчас они уже, конечно, стоят без листвы, а весной в пору цветения здесь, наверное, очень красиво...

Крепостные стены спускаются вниз по склону крутого оврага

Петровская беседка. По преданию, здесь любил сидеть Петр Первый, прибывший в Печоры в 1701 году для личного контроля за модернизацией крепости Псково-Печерского монастыря, когда вокруг неё устраивались земляные бастионы.

Вид из беседки...

А еще на Святой горке преспокойно живут косули. Они, наверное, завидев нашу группу ушли по-дальше. Так что пришлось воспользоваться приближением на камере смартфона, что бы их увидеть... На фото общим счетом три косули, если что... :-)))

Ну и в завершение - фотография с видом на Никольскую церковь, Кровавую дорожку и купол Лазаревской церкви....

На этом заканчиваю. И, как обычно, традиционные ссылки:

Сайт Псково-Печерского монастыря - https://ppmon.ru/

Все ссылки на мои путешествия по Псковской области можно увидеть здесь - https://nathalie-zh.livejournal.com/167030.html
Ссылки на публикации, посвященные Псково-Печерскому монастырю и достопримечательностям Печор здесь - https://nathalie-zh.livejournal.com/379407.html