Сегодня я хочу рассказать об одной очень интересной выставке, которая работает в
палатах Постникова. Выставка под названием "Поставиша церковь камену на Мелетове" посвящена выдающемуся памятнику древней псковской архитектуры и монументальной живописи - храму Успения Богородицы в Мелётово (XV в.).
На выставке можно познакомиться с историей храма, его архитектурными особенностями, а также увидеть копии настенных росписей храма, выполненные в разные годы художниками А.Н.Овчинниковым, А.К.Крыловым и др. Еще на выставке представлены различные документы, происходящие из Успенского храма, фотографии разных лет, реставрационные чертежи, подлинные фрагменты настенных росписей из археологических раскопок, рабочие инструменты художников-реставраторов настенной живописи и др.
Выставка работает в подклете больших палат Двора Постникова, куда нужно спустится по каменной лестнице.
Афиша выставки "Поставиша церковь камену на Мелетове"
В конце прошлого у меня уже была публикация, посвященная
церкви Успения в Мелётово, в которой я рассказывала об истории и архитектуре этого древнего храма. Но тем не менее, здесь я приведу текст из сопроводительных материалов к выставке, что бы соблюсти ее канву.
Древний Мелётовский храм находится в 45 км на восток от города Пскова. Комплекс церковных зданий расположен на возвышенности, окружённый неглубокими оврагами и множеством полузабытых дорог. Вплотную к нему примыкает территория действующего деревенского кладбища.
Исторический погост Мелётова стоял на пути, ведущем в Новгород, и знаменовал рубеж псковских и новгородских земель. В XIV-XVI веках Мелётовский погост является центром Мелётовской засады и Мелётовской губы, сыгравшими значительную роль в жизни Псковской вечевой республики. Его расположение можно увидеть на карте-реконструкции, отражающий политическую ситуацию XV века.
В 1461 году псковские посадники Яков Иванович Кротов, Иоанн Захарьин Пучков и Зиновий Михайлович заложили на погосте новую каменную церковь. А в 1462 году строительство было завершено. "Того же лета поставиша церковь камену на Мелётове Успения..." - сообщает Псковская летопись. В 1465 году по заказу всё тех же посадников церковь и её притвор были украшены стенными росписями, в которых нашли отражение идеи и проблемы, волновавшие псковичей во второй половине XV века. Этот факт подтверждает хромоздненная надпись на перспективном портале, копия которого представлена в экспозиции. Каменная Успенская церковь - самый ранний из сохранившихся храмов псковской архитектурной школы XV века.
Мелётовская церковь и погост были ядром сельской округи, где решались важные административные вопросы; духовным центром, местом сосредоточения псковских образцов настенной живописи, основанных на редких византийских литературных и иконописных источниках. С тех времён дошла до нашего времени только икона Святого Николая Чудотворца XVI века. Успенская церковь была местом духовного спасения, а при церковное кладбище - посмертного упокоения. Оно сохранило до нашего времени каменные намогильные кресты XIV-XVI веков, представленные на выставке.
Из церковной описи 1764 года известно, что вотчинные крестьяне ставили "в столб" ограду с воротами вокруг храма, за пределами которых находилось церковная рубленая житница (3 х 3 сажени), крытая дранью, и два дома для священников.
Каменный храм в селе Мелётово отображён и на генеральном плане землевладений 1783 года. Он расположен внутри пятигранной деревянной ограды с воротами, выходящими в сторону дороги. С обеих сторон располагалась линия застройки. План экспонируется впервые.
В начале XIX века вокруг храма была возведена валунная, крытая тёсом ограда с распашными воротами. За её пределами стояли дома священников, попечительства и старой богадельни.
Архивные документы, представленные на выставке, отражают демографический рост местного населения в XIX веке. Ко второй половине XIX века в приходе числилось 6990 человек. В 1884 году при церкви Успения была открыта приходская библиотека, которая предположительно располагалась в здании школы. В начале XX века к приходу были причислены жителей 71 деревни.
Веками храм, прежде всего, был местом богослужения. Достаточно хорошо сохранились сведения XIX века о его священнослужителях. На выставке представлены священнические облачения и богослужебные предметы этого времени.
В связи с ростом количества прихожан в 1906 году священнослужители Успенской церкви запросили в Консистории разрешение на возведение нового придела с северной стороны храма, но получили отказ на основании закона (ст. 95, т. XII, ч. 1 Свода законов, 1900 г.), по которому пристройка к древнему зданию как ценному в историко-археологическом отношении, была запрещена. На выставке представлены документы из переписки со Святейшим синодом по этому вопросу.
В 1907 году начался сбор средств на возведение южнее Успенской церкви нового храма Святой Троицы. Вероятно, к этому времени относится и разработка проекта. Строительство затянулось и шло с остановками, так как прихожане не могли набрать нужных сумм. К концу 1913 года завершились отделочные работы и росписи интерьеров, в 1914 году пятиглавая церковь Святой Троицы была освящена.
После постройки новой тёплый Троицкой церкви приход Успенской церкви был переведён в неё. А сам храм оказался заброшен и стал постепенно разрушаться.
Посетителей выставки встречает большая репродукция аэрофотосъемки Б.С.Скобельцына, сделанной в 1966 году. Вид на церковь Успения в Мелётово с высоты птичьего полёта. (Рядом с Успенской церковью мы видим храм во имя Святой Троицы, возведенный в 1913 году. О нем у меня подробнее написано
здесь).
Аэрофотосъемка. Церковь Успения Богородицы в Мелетово. Б.С. Скобельцын. 1966.
Каменный крест с погоста Мелётово. XV век.
И охранная доска памятника архитектуры, висевшая на нем в советское время.
Охранная доска памятника архитектуры "Церковь Успения Богородицы"
В прошлом 2022 году отмечалось 560-летие основания Успенского храма в Мелётово. Именно к этому событию и приурочена выставка. Тем более, что в настоящее время храм все еще находится на реставрации и попасть внутрь и посмотреть на фрески практически не возможно. И вот выставка, созданная сотрудниками Псковского музея-заповедника, в ведении которого находится Успенская церковь, в некоторой степени приближает к нам этот памятник, давая возможность познакомиться с копиями его настенных росписей. Что, в принципе, не мало, само по себе.
Выставка занимает два зала. В первом зале представлены копии фресок и различные документы, происходящие из Успенского храма. А во втором зале можно познакомиться с графическими и фотоматериалами, относящимися к реставрационным работам разных лет на храме Успения Богородицы.
Начнем мы знакомство с экспозицией, конечно, с первого зала, тем более, что вход в него оформлен просто замечательно - в виде перспективного портала Успенской церкви с воссозданной храмозданной надписью, где были указаны имена заказчиков строительства этого храма...
В сопроводительных материалах к выставке приводится цитата из трудов доктора искусствоведения Л.И.Лившица, который сказал о церкви Успения в Мелётово и ее фресках следующее: "Этот памятник относится к числу тех, что обычно называют уникальными. Он единственно сохранившийся храм с подлинным комплектом росписи, которые были созданы вскоре после завершения его строительства. Начало XV века - это время классического, выдающегося для Пскова искусства. И эта церковь - эталонный памятник архитектуры и живописи Пскова эпози высочайшего подъема искусства XV века."
Древние стенописи церкви Успение Богоматери - это уникальный живописный ансамбль, демонстрирующий высокое художественное мастерство и иконографическую изощрённость псковских мастеров. Это особенно ценно, Так как храм - единственный пример сохранившегося монументального искусства псковичей XV века.
Живопись Успенской церкви была выполнена в 1465 году артелью псковских мастеров в технике "al sekko" по трёхслойному сухому штукатурному грунту. К настоящему времени сохранилось около 53% авторской росписи.
Иконографическая программа имеет традиционное содержание с многочисленными дополнениями, что создаёт сложный, многослойный богословский трактат. Стены храма отведены под сцены евангельского повествования, но в них вкрапляются сюжеты из жития Иоанна Предтечи, а в составе "Страстного" цикла встречаются несколько уникальных иконографических изводов, среди которых самым впечатляющим является изображение воскресшего Христа, несущего на плече тело благоразумного разбойника в Рай.
В куполе непосредственно под традиционным изображением Пантократора, находится изображение Моисея перед Неопалимой Купиной, связанное с чудом Моисея о змее. По сторонам - архангелы в архидиаконских арарях и херувимы. На выставке можно увидеть реконструкцию росписи барабана.
В системе росписи Успенского храма использованы и традиционные композиции, сохранившиеся полно или во фрагментах: "Сретение", "Положение во гроб", "Тайная вечеря", "Сошествия Святого духа", "Рождество Богоматери", "Уверения Фомы" и т.д.
Ввсе композиции, написанные в рукавах центрального креста, выделены масштабом. Они крупнее чем сюжеты, находящиеся в угловых помещениях.
Колористика росписей строится на сочетании тёмно-коричневых тонов с пробелами и небольших вкраплениях тёмно-зелёного, рефтяного (серо-синего) цветов и сиреневых фонов.
В алтарной апсиде наряду с традиционными фризом святителей и "Евхаристией", написано изображение трёх ветхозаветных престолов. На предалтарной стене сохранился образ "Неясыти пустынной", являющийся символом Христа. В жертвеннике размещены довольно редкие для Руси изображения "Видение Петра Александрийского" и "Чудо о жидовине", а также редкие изображения мучеников Виктора и Викентия, почитавшихся в Пскове.
На западной стене над входом в церковь сохранилась композиция и фрагменты ещё одной, иллюстрирующие "Повесть об Аите-скоморохе". Аналогий сюжета в мировой монументальной живописи не встречается. На столбе и сводах под юго-западной камерой находятся композиции, иллюстрирующие события из жития пророка Илии. Все эти редкие сюжеты связаны с актуальной в XV веке для псковичей темой борьбы с ересями. Копии их представлены на выставке.
В росписи Успенского храма также поднимается тема ожидания конца Света. Образ свирепого Единорога с сопроводительной надписью "7000 время - мера царям" иллюстрируют одно из пророчеств Даниила и раскрывает дату кончины мира - 1492 год. Копии Единорога впервые представлена на выставке в Пскове.
Нашла отражение в системе росписи и проблема защиты Псковской земли от неприятеля, идея заступничества за город небесных сил. На выставке можно увидеть редкий сюжет "Архангел Михаил побивает войско ассирийское".
Росписи мелётовского храма, созданные в недолговечной технике "al sekko", уже к XVII веку оказались серьёзно повреждены, часть живописи была утрачена. Оставшиеся фрагменты со временем были скрыты под побелкой и поздней масляной росписью. Впервые о мелётовской живописи в печати упомянул член Псковского археологического общества Н.К. Богушевский в XIX веке. Однако раскрытие и реставрация росписей началась только в 30-х годах XX века и продолжается до сих пор. Сохранились целиком и фрагментарно 43 композиции и 29 фигур, имеются надписи.
Живопись церкви Успения в селе Мелётово с момента обнаружения представляла большой интерес для исследователей, не раз копировалась. Часть копий выполненных А. Н. Овчинниковым, Н.В. Гусевым, А.К. Крыловым, А.В. Филиновым, представлены на выставке.
В центре первого зала в отдельном пространстве, стилизованном под барабан Успенской церкви, можно увидеть копии-реконструкции росписей этой части храма, выполненные А.Н. Овчинниковым в 1980-х годах.
Это роспись подкупольного пространства барабана. Выше только Пантократор. Здесь находятся фигуры архангелов и херувимы ("Силы небесные"), а в восточной части - сложная композиция, совместившая в себе два ветхозаветных сюжета - "Неопалимая купина" и "Пророк Моисей и чудо о медном змее".
Копия-реконструкция фрески "Неопалимая купина" и "Пророк Моисей и чудо о медном змее" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово. А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Силы небесные" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Силы небесные" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Во втором регистре барабана размещены фигуры ветхозаветных пророков
Копия-реконструкция фрески "Пророки Илья и Елисей" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Пророки Аарон и Моисей" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Пророки Захария Серповидец и Даниил" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Пророк Иезекииль" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Икона "Святой Николай Зарайский в житии" происходит из Мелётовской церкви Успения Богородицы. Сама икона находится в Государственной Третьяковской галерее. На выставке представлена ее цифровая копия. К сожалению, никаких подлинных богослужебных вещей из Успенской церкви, кроме этой иконы, до наших дней не сохранилось.
Икона "Святой Николай Зарайский в житии" (2-я пол. XVI в.)
Копия фрески "Галла милостивая и апостол Петр" из церкви Успения с. Мелётово.
А.К.Крылов. 1981 г.
Копия фрески "Сретение" из церкви Успения с. Мелётово.
А.В. Филинов. 2012 г.
Копия фрески "Неясыть Пустынная оживляет детей своих" из церкви Успения с. Мелётово.
Н.В. Гусев, В.П.Кравченко. 1974
Копия фрески "Христос несет на своих плечах благоразумного разбойника", "Уверение Фомы" из церкви Успения с. Мелётово.
А.В. Филинов.
Копия фрески "Аит-скоморох" из церкви Успения с. Мелётово.
А.К.Крылов. 1980 г.
Копия фрески "Летящий ангел" из церкви Успения с. Мелётово.
А.В. Филинов. 2012 г.
Копия-реконструкция фрески "Единорог" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово (западная арка).
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Пророк Нафан осуждает царя Давида", "Архангел Михаил убивает полки ассирийские", "Лествица Иакова" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово (южный рукав, заппдный склон).
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Копия-реконструкция фрески "Чудо о возжжении сырых дров", "Заклание трехсот волхвов", "Лествица Иакова" из церкви Успения Богородицыт с. Мелётово (под юго-западной камерой на своде).
А.Н. Овчинников. 1980-е гг.
Помимо копий фресок на выставке мы можем увидеть карты и некоторые из документов, имеющих отношение к Успенской церкви в Мелетово.
Карта Псковской земли в XV веке
Карта Псковской земли в XV веке. Фрагмент.
Межевой план погоста Мелётово с комментариями. XVIII в.
Исповедная роспись церкви Успенской погоста Мелетовского Псковский уезда. 1766 г.; Перепись селений Мелётовской волости Псковского уезда. 1793 г.
Карта Псковской губернии XIX в.
Опись имущества Успенской церкви Мелётовского погоста Псковской губернии (20-е гг. XIX в.) и Клировые ведомости церквей погостов Псковского уезда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. (н. ХХ в.)
В конце XIX - начале XX веков приход Успенского храма в Мелётово был довольно большим - ок. 7 тыс. человек и в небольшом храме XV века, даже с пристроенным к нему в XVI веке приделе во имя Св. Николая, все желающие присутствовать на службе поместиться уже не могли. Поэтому прихожане обратились с прошением в Конститорию о разрешении пристроить к Успенской церкви новый придел. Однако, они получили отказ, т.к. по законам того времени уже запрещалось производить какие-то обновления в древних храмах, к каковым относилась Успенская церковь. А через несколько лет на средства, собранные прихожанами, в Мелётово в 1913 г. поставили новую церковь, которая была освящена
во имя Святой Троицы в 1914 году.
Смета на постройку церкви в погосте Мелётово Псковского уезда Псковской губернии. 1905
Документы в отношении Псковской духовной консистории с отказом в разрешении устройства придела к церкви погоста Мелётово Псковского уезда. 1906
Облачение священнослужителей (к. XVIII - н. XX)
"Успенская церковь в селе Мелетово". Этюд. Филинов А.В.
"Церковь Троицы в селе Мелетово". Этюд. Филинов А.В.
Теперь перейдем во второй зал, материалы которого посвящены истории изучения и сохранения храма Успения в Мелетово.
Впервые небольшие заметки, посвящённые Успенской церкви, были опубликованы Н.К. Богушевским в "Псковских губернских ведомостях" в 1876 году. В 1912 году крупный учёный К.К. Романов провёл тщательный осмотр храма. С этого момента начинается его научное изучение.
В 1920 годах К.К. Романовым были сделаны обмеры и зарисовки церкви. Тогда же под осыпающийся штукатуркой и сколами масляной краски обнаружились древние фрески. Первую расчистку живописи в 1933 году провела сотрудник Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) Е.А. Домбровская. Она установила, что росписи сохранились на всех стенах храма. Существенный объём фресок был открыт и укреплён в конце 1940-х годов Ф.И. Модоровым под руководством Ю.Н. Дмитриева, большая статья которого стала первой попыткой искусствоведческого анализа системы росписи Мелётовского храма.
К 1959 году Успенская церковь в селе Мелётово оказалась в аварийном состоянии. В 1959 - 1961 годах была проведена масштабная архитектурная реставрация по проекту Н.С. Рахманиной и М.И. Семёнова. Специалисты псковских реставрационных мастерских постарались возвратить храму облик, максимально близкий к первоначальному. Сохранилась подробнае фотофиксация исследований, реставрации, а также рабочие чертежи.
Огромная работа по пуляризации и реставрации церкви Успения привела к тому, что постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года она получила статус памятника федерального значения.
После завершения архитектурной реставрации в 1963 году начались работы по сохранению живописи бригадой Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината под руководством Д.Е. Брягина. Они выполнили расчистку остававшихся под побелкой и поздней масляной краской фресок. Всего было раскрыто около сотни сюжетов и фрагментов древней живописи. На выставке представлены отчёт и фотофиксация результатов проведённых работ.
В 1970 - 80 гг. интерес к Мелётовскому храму не ослабевает. Проводятся исследования материалов, техники живописи и иконографической системы росписи. Ведущими специалистами в области изучения монументальной живописи Н.В. Гусевым и А.Н. Овчинниковым были выполнены копии-реконструкции фресок. Мастерство древних художников изучают студенты Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств в рамках копийной практики под руководством А. К. Крылова.
Генплан. Псковский район, деревня Мелётово, церковь Успения Богородицы. Обмерные чертежи.
М.И. Семенов, Н.С. Рахманина.
Церковь Успения Богородицы в с. Мелётово. Западный фасад. Обмер декабрь 1954 г.
Кроки к обмерным чертежам.
М.И. Семенов, Н.С. Рахманина.
Церковь Успения Богородицы в с. Мелётово. Восточный фасад. Северный фасад. Деталь.
Кроки к обмерным чертежам.
Н.С. Рахманина, М.И. Семенов. 1954
На выставке в большом количестве представлены фотографии из Альбома фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
На верхнем планшете: вид с юго-запада, начало реставрационных работ; глава и барабан, слева В. Смирнов, Н.И. Ларионов, на переднем плане Фалин. Фото Б.С. Скобельцин. 1958 г.
На нижнем планшете: декор барабана и стен четверика Успенской церкви в с. Мелётово. Фото М.И.Семенова, июль 1957 г.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
На верхнем планшете: фрагмент интерьера; щелевой оконный проем барабана.
На нижнем планшете: фрагмент восточного фасада, дьяконник; фрагмент восточного фасада, жертвенник, следы старинной обмазки.
Фото Б.С. Скобельцин. 1958 г.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
На верхнем планшете: церковь Успения Богородицы в Мелётово. Южный фасад.
На нижнем планшете: фрагменты южных фасадов четверика и южного придела.
Фото Б.С. Скобельцин. 1958 г.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Южные фасады придела и четверика; Вид с юго-запада. Фото Б.С. Скобельцин.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Вид с северо-запада и вид с запада. Фото Б.С. Скобельцин. 1966 г.
Интерьер церкви Успения Богородицы в с. Мелётово (взгляд на юг)
Кроки к обмерным чертежам. Н.С. Рахманина, М.И. Семенов. сентябрь 1958 г.
Интерьер Успенской церкви в с. Мелётово. Западный портал четверика.
Фото М.И.Семенова. 1957 г.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Фрагменты интерьера. Северо-восточный и юго-восточный угол.
Фото: В.В. Робинов.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Фрагменты интерьера. Юго-западный угол.
Фото: В.В. Робинов.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Фрагмент росписи светового барабана; Световой барабан, купол.
Фото: В.В. Робинов.
Альбом фотографий интерьера и экстерьера церквей Успения Богородицы XV в. и Троицкой XX в. в селе Мелётово. 1950-1987 гг.
Ктиторская надпись. Фото: В.В. Робинов.
Фотографии современного состояния фресковых росписей церкви Успения Богородицы в Мелётово
"Неопалимая Купина"
Купольная композиция церкви Успения в с. Мелётово. 1465 г. Фото 2018 г.
Росписи свода лестничного хода на хоры церкви Успения в с. Мелётово. 1465 г.
Фото 2018 г.
"Пророк Аарон"
Фрагмент росписи церкви Успения в с. Мелётово. 1465 г. Фото 2018 г.
"Положение во гроб"
Фрагмент композиции церкви Успения в с. Мелётово. 1465 г. Фото 2018 г.
"Пантократор"
Роспись скуфьи купола церкви Успения в с. Мелётово. 1465 г. Фото 2018 г.
Успенская церковь в с. Мелётово. Состояние перед началом реставрационных работ 2019-2021 гг.
Реставрация росписей Успенской церкви в с. Мелётово. 2017
В настоящее время церковь Успения Богородицы в Мелётово находится на реставрации. Ниже представлены чертежи проекта реставрации
И фотографии реставрационных работ 2019-2021 гг.
Отдельный блок на выставке посвящен художнику, много лет посвятившему созданий копий-реконструкций мелётовских фресок Адольфу Николаевичу Овчинникову (1931 - 2021).
Адольф Николаевич Овчинников художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РФ, исследователь и копиист памятников восточно-христианской живописи. Автор нескольких книг по истории древнерусского искусства.
В конце 1950-х гг. по инициативе Н.Н. Померанцева он сделал несколько копий фресок мелётовской церкви, которые послужили визуальным аргументом для выделения финансирования реставрационных работ. В 1980-1989 гг. Адольф Николаевич занимался копированием и реконструкцией комплекса росписи церкви успение Богородицы в с. Мелётово.
Результаты его многолетнего труда экспонировались на многих выставках. В 2017 г. в Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря с большим успехом прошла грандиозная выставка его копий-реконструкций стенной живописи Успенской церкви. Выставка называлась "Время решений" и была посвящена проблемам реставрации.
А.Н. Овчинников
Копия кальки-реконструкции "Схема росписи жертвенника".
Церковь Успения Богородицы в с. Мелётово.
А.Н. Овчинников. 1980 г.
Предметы, связанные с архитектурной реставрацией храма
Доска обрешетки главы купола ц. Успения в с. Мелётово; гвозди кованные четырехгранные; керны из скважин для инъекционного укрепления фундамента церкви.
"Отчёт о реставрационных работах, проведённых на памятнике архитектуры XV века ц. Успения в с. Мелётово за 1964 год"
Техник-архитектор М.И. Семёнов. Ксерокопия;
"Описание технического состояния памятника архитектуры церкви Успения Богородицы в селе Мелётово Псковской области"
Архитектор Н.С. Рахманина. ноябрь 1958 года. Ксерокопия.
Фрагменты фресок церкви Успения в с. Мелётово, найденные во время археологических раскопок.
Отчёты о реставрации настенной живописи церкви Успения в селе мелётово за 1966 и 1967 гг.
Составители: ст. художник-реставратор Д.Е. Брягин, художник-реставратор Е.Т. Брягина, художник реставратор Л.В. Ветин.
Макет алтарной части церкви Успения в с. Мелётово
В. Шумаков, А.К. Крылов
Рабочие инструменты художника-реставратора монументальной живописи
Вот такая интереснейшая выставка работает в палатах Постникова.
В заключении напомню, что текст, выделенный курсивом - (с)
Псковский музей-заповедник.