Псков. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и его фрески (март 2022)

Oct 20, 2022 18:20


Итак, продолжаем разговор о Снетогорском монастыре, начатый в предыдущей публикации. Сегодня я предлагаю посетить главный храм обители - собор Рождества Богородицы, возведенный псковичами в камне в 1309-1311 годах. Мы обойдем собор вокруг, посмотрим на него со всех сторон, обратим внимание на некоторые архитектурные детали, а затем зайдем внутрь и познакомимся с его фресками, которыми собор был расписан через два года после возведения - в 1313 году. Расписывали его так же псковские мастера.





Итак, самое начало XIV века. Псков, как и вся Русь только начал оправляться от тяжелейших испытаний XIII века, когда северо-восточные и юго-западные русские земли подверглись татаро-монгольскому нашествию, а Псков, хоть и не был захвачен ордынцами, но участвовал в выплате дани, а так же противостоял агрессии со стороны немецких рыцарских орденов. И вот, псковичи в 1309-1311 годах здесь, на Снятной горе под Псковом, ставят первый после начала татаро-монгольского нашествия каменный храм не только на территории Псковской земли, но и на территории Руси - собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.

Предположительно, собор был построен на деньги знаменитого псковского князя Довмонта-Тимофея. Князь скончался в 1299 году, но его супруга - внучка Александра Невского Мария Дмитриевна, принявшая после смерти мужа иноческий образ с именем Марфа, выполняя духовное завещание Довмонта, отдала их сбережения для строительства главного храма Снетогорской обители.

Тогда Псков еще не имел своей собственной архитектурной школы, и возводя собор Рождества Богородицы псковичи сделали первые шаги к ее созданию. За образец при строительстве Рождественского собора псковичи приняли архитектурный облик Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, построенного в Пскове по инициативе новгородского архиепископа Нифонта в 40-50-х годах XII века  в византийской традиции. Вот как об этом пишет известный псковский искусствовед Т.В.Шулакова в своей монографии "Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества":

"Главный храм монастыря освящённый во имя Рождества Богородицы, внешне и внутреннее сохраняет прямые связи со своим великим прототипом - Мирожским собором XII века. Почтительно подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным, ныне четырёхскатное. В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние перестройки, галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греческую традицию. И всё же именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно Псковской школы: здесь работают свои, местные мастера, здесь впервые в церковном зодчестве Пскова используются местные материалы -известняковая плита (без плинфы)".

И расписывая собор Рождества Богородицы, псковичи, во многом программно  следуют византийскими мастерам, создавшим фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Но по строю и характеру - это уже совсем другая живопись. Вновь цитирую Т.В.Шулакову: "Псковские художники создали ансамбль живописи по эмоционально-экспрессивной напряжённости, по свободной живописной манере и богословским откровениям вырывающийся за пределы византийских образцов. Так впервые в 1313 году заявила о себе во весь голос знаменитая в ближайшем будущем Псковская художественная традиция".

Конечно, за столь долгое время своего существования храм не раз менял свой внешний облик за счет изменений форм главы, формы кровли, обрастая пристройками с западной стороны. В общих чертах историю перестроек храма можем прочитать в книге "Псков. Архитектурно-художественные памятники XII-XVII веков" известного исследователя архитектуры древнего Пскова Ю.П.Спегальского:

"Рождественский собор, как уже было сказано выше, в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом.... Старая внутренняя роспись храма была подновлена. После осады Пскова в 1581 году храм и его фрески оказались сильно поврежденными, а при ремонте в последние годы XVI века росписи были забелены. ....

В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри - украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской.... В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный пояс орнамента из впадин с кокошниками над ним (в 1950 году старый пояс был восстановлен).
Последним крупным переделкам собор подвергся в XVIII веке. Тогда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в XVII веке, и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной и южной сторон, были соединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к XVI веку. Возможно, что только в XVIII веке сделаны каменные хоры храма...."

Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница, а древний одноглавый объем храма украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы были убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.

Реставрационные работы, которые проводились на храме в кон. 40-х - нач. 50-х годов XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать строительную историю собора Рождества Богородицы. До 2012 года собор находился в ведении Псковского музея-заповедника, а в июле 2012 года  был передан Псковской епархии.

В июле 2019 года собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в составе десяти псковских храмов был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ну а теперь давайте обойдем вокруг храма. Напомню, что все фотографии были сделаны 27 марта 2022 года.

Начнем рассматривать собор с восточной стороны, где он наиболее сохраняет связь с XIV веком. Окна в апсидах были растесаны в XVII веке.





Глава сегодня имеет луковичную форму, а барабан украшен арнаментом из ступенчатых арочек, "поребрика-бегунца-поребрика" и стрельчатым аркатурным поясом, восстановленным при реставрационных работах в 1950 году.





Собор Рождества Богородицы. Вид на южный фасад.



Часть присторойки XVIII века. Вид с южной стороны



Вид на северо-восточную сторону Рождественского собора



Пристройка к собору XVIII века, объединившая собой более ранние пристройки к храму с западной стороны XVI-XVII веков.



Фрагмент крыльца XVII века, украшенного зелеными поливными изразцами....







Вход в притвор XVII века, украшенный фигурными кирпичами



Мы уже внутри обширной пристройки XVIII века, куда мы прошли через старинную зеленую дверь





Северная часть притвора-галереи (судя по всему в XVIII веке здесь был устроен придел во Св. Николая)



В южной части притвора-галереи действует придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи





Вкладной каменный крест XVI века в стене собора



Входной портал XVI века, декорированный орнаментом.



Входная дверь



Вид на пространство XIV  века...

А мы пока в пространстве XVI века





В ходе археологических раскопок 1992 года рядом с собором было обнаружено загадочное погребение неизвестного схимника в совершенно не типичном для Пскова белокаменном саркофаге, который был датирован XVI веком.



Крышка белокаменного саркофага из захоронения неизвестного схимника.

В стенах собора можно увидеть известняковые плиты XVII века, на которых упомянуты имена людей, похороненных в храме или рядом с ним









А теперь уже заходим в XIV век



Пространство северной и южной палаток собора Рождества Богородицы. Не исключено, что после окончания строительства собора в 1311 году в них были устроены придельные церкви. Но это доподлинно не известно.







На окне в южной палатки храма стоит фотография известнейшего искусствоведа, художника-реставратора В.Д.Сарабьянова (1958 - 2015), который посвятил не один десяток лет реставрации и расшифровке некоторых сюжетов фресковых росписей храма Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.





Конечно, первоначально храм имел невысокий иконостас, который занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким, широким и многоярусным. В середине XIX века иконостас был обновлен, а в северной палате притвора была устроена ризница, где в том числе хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке собор утратил свое убранство.

В наши дни перед алтарем стоят современные репродукции икон Богородицы Умиление и Спаса Вседиржителя



Но окружают нас подлинные фрески XIV века



Напомню, что  вскоре после строительства, а именно в 1313 году,  собор Рождества Богородицы был расписан фресками. К великому сожалению, снетогорские фрески   дошли до нас не в такой полноте, как мирожские, где сохранилось 78 процентов росписей XII века. Здесь же значительные утраты образовались в результате пожаров и неоднократных побелок. Но тем не менее, до нас дошло около 60 процентов подлинных фресок XIV века. И это не мало!

Вот что мы узнаем об исследовании снетогорских фресок из книги И.Б.Голубевой и В.Д.Сарабьянова "Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря": "Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, пе­риодически возобновлялось экспедициями Центральных Государст­венных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в 1920-1930-х годах и было завершено работами 1948-1949 годов. Памятник, считав­шийся полностью раскрытым, вскоре опубликовал В.Н. Лазарев, а затем подробно исследовал Л.И. Лифшиц. Однако начавшиеся в 1985 году работы по реставрации росписей собора выявили зна­чительные участки неизвестных ранее изображений, причем наиболее важные открытия были сделаны в конхе алтаря и скуфье купола, то есть в местах, имеющих первостепенное значение для оценки программы росписи. Тогда же в результате дораскрытия уже извест­ных участков стенописи, а также расшифровки многих надписей удалось уточнить иконографический состав некоторых наиболее утраченных сюжетов и идентифицировать многих святых. В совокуп­ности все эти данные позволят сейчас полностью восстановить про­грамму росписей собора Снетогорского монастыря и создать цело­стное представление о художественном своеобразии этого выдаю­щегося и очень сложного памятника".

Осенью 2021 года стены собора были освобождены от реставрационных лесов и собор стал более доступным для посещения, чем раньше. Так что давайте рассмотрим некоторые из фресок по-внимательнее, насколько это позволит возможность моего фотоаппарата, конечно.





Алтарная часть собора. В ней устроена каменная скамья - "синтрон" (т.е. скамья для духовенства, идущая вдоль стены главной апсиды храма).



В алтарной конхе В.Д.Сарабьянов обнаружил уникальный образ Богородицы, иконография подобная той, которую создали псковские мастера в 1313 году, ни до ни после них нигде более не встречается. Здесь Богородица одной рукой держит Младенца, а вторая ее рука в указующем жесте поднята вверх.



С этой фрески в 2000 году иконописцами монастыря была написана Снетогорская икона Божией Матери. На иконе изображены Архангелы Михаил и Гавриил, святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, и святой преподобномученник Иоасаф Снетогорский.



Источник фото - сайт Снетогорского монастыря

В куполе изображено "Вознесение", в котором доминирует огромная фигура Христа, восседающего на радуге и несомого шестью ангелами (остальная часть композиции не со­хранилась).



Вознесение Господне

Росписи северного рукава храма



Росписи северного рукава храма



Росписи северного рукава храма



Святители



Преподобный Никон Метанаит



Пространство жертвенника



Сошествие Святого Духа на апостолов



Преполовение Пятидесятницы



Распятие Господне. Роспись восточного склона северного свода



Сошествие во ад. Роспись западного склона северного свода

Росписи южного рукава  храма



Росписи южного рукава  храма



Восточная стена южного рукава храма



Рождество Богородицы



Введение во храм Богородицы



Святители



Путешествие в Вифлием. Роспись южной стены южного рукава храма



Росписи склонов южного свода: западный склон, т.е. слева - Воскрешение Лазаря, восточный склон, т.е. справа - Сретение Господне



Росписи западного рукава храма. Страшный суд

Росписи свода над хорами. Мы на хоры еще поднимемся и рассмотрим росписи поближе.



Страшный суд. Слева, т.е. на южном склоне западного свода - Христос на престоле и двенадцать апостолов. Справа, т.е. на северном склоне западного свода - Христос Ветхий Деньми в окружении ангельского воинства.

Северная стена западного рукава храма.



Страшный суд. Картины ада.



Страшный суд. Ад. Сатана, держащий душу Иуды, восседающий на двухглавом чудовище, которое заглатывает души грешников

Страшный суд. Черт и Богач в аду. (Стоит обратить внимание на то, что черт здесь не нарисован, это просто незакрашенная часть белой стены).



Страшный суд. Черт и Богач в аду.

Напротив ада - сцены рая (южная стена западного рукава храма).





Лоно Авраамово



Шествие праведников в рай

В южной части собора есть внутристенная лестница, по которой мы поднимемся на хоры



Вход на внутристенную лестницу





Вид с хоров на алтарную часть храма



Вид с хоров на северную часть храма



Вид с хоров на южную часть храма



Страшный суд. Роспись северного склона западного свода.



Страшный суд. Христос Ветхий Деньми в окружении ангельского воинства. Роспись северного склона западного свода.



Страшный суд. Видение пророка Даниила (Видение четырех царств). Роспись северной стены западного рукава храма.



Страшный суд. Ангелы трубящие. Роспись северной стены западного рукава храма.



Страшный суд. Море, отдающее своих мертвецов. Роспись северной стены западного рукава храма.



Страшный суд. Христос на престоле и двенадцать апостолов. Роспись южного склона западного свода.



Страшный суд. Христос на престоле и двенадцать апостолов. Фрагмент. Роспись южного склона западного свода.



Страшный суд. Ева. Роспись северной стены западного рукава подкупольного креста



Страшный суд.  Пророк Моисей обличает иудеев. Фрагмент фрески. Роспись западной стены.



Страшный суд.  Пророки Захария Серповидец и Исаия. Роспись западной стены.

Еще раз взглянем с хоров на алтарную часть храма и спускаемся "с небес на землю"....



Ну и перед уходом из храма еще раз устремим свой взгляд вверх.....



Вот такое у меня получилось знакомство с древним собором Рождества Богородицы Снетогорского монастыря....

монастыри, Псков

Previous post Next post
Up