Выставка к 100-летию Е.Н.Морозкиной в Псковском музее-заповеднике

Apr 24, 2022 21:20

16 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения искусствоведа, архитектора, писателя, поэта, исследователя и неутомимого популяризатора наследия древнего Пскова - Елены Николаевны Морозкиной (1922 - 1999). И в этот день в Псковском музее-заповеднике открылась небольшая выставка "Не уходи, душа моя, Россия!", посвященная этому событию.



На выставке можно увидеть документы, фотографии, военные награды Елены Николаевны и написанные ею книги...





Архитектор-реставратор, поэт, искусствовед и художник Елена Николаевна Морозкина родилась 16 апреля 1922 г. в семье москвича и смолянки в посёлке Чёрный (сегодня Красный) Бор Смоленской губернии, расположенном на окраине г. Смоленска, близ Гнёздова. Училась в смоленской средней школе № 3 им. Н.Г. Чернышевского, которую закончила перед самой войной. После окончания школы поступила в Горьковский строительный институт им. В.П. Чкалова, откуда добровольцем ушла на фронт.

В рядах Красной армии она служила рядовым в 289-м Отдельном зенитном артиллерийском дивизионе 84-й дивизии ПВО на должностях писаря и телефонистки. После демобилизации Е.Н. Морозкина продолжила учебу в Горьковском строительном институте, затем поступила на второй курс Московского строительного института Мосгорисполкома на специальность «гражданское строительство». В 1951 г. с отличием окончила институт с присвоением квалификации инженера-архитектора и рекомендацией в аспирантуру Московского архитектурного института. Сперва работала архитектором в московской реставрационной мастерской.

В 1956 г. поступила в очную аспирантуру Московского архитектурного института на кафедру истории архитектуры. Кандидатская диссертация Е.Н. Морозкиной «Зодчество Пскова как наследие» была посвящена церковной архитектуре Пскова с XII по нач. XVIII вв. и была защищена в 1968 г. В ее основу легло изучение в натуре и по документам 85 памятников зодчества древнего Пскова с ансамблями Крыпецкого и Мальского монастырей.

Десять лет Е.Н. Морозкина преподавала в Московском архитектурном институте. Ездила в длительные командировки в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, где в политехнических институтах читала курс истории архитектуры, а также побывала в Забайкалье, в Енисейске, в Якутске и во Владивостоке, откуда привезла большую коллекцию цветных диапозитивов.

Елена Николаевна совершила ряд самостоятельных поездок с целью обследования памятников архитектуры Новгородской и Архангельской областей, Карелии, музея-заповедника Валаам, «обретала бодрость» в странствиях по Грузии, Армении, побывала в Самарканде, Бухаре и на Белом море. По ходатайству Московского архитектурного института она работала в библиотеках, музеях, архивах городов Пскова, Новгорода, Москвы, Ленинграда. Благодаря заступничеству Морозкиной были спасены от разрушения и документально зафиксированы для дальнейшего восстановления памятники церковной и светской архитектуры на Псковщине, в Новгороде, Смоленске и в других городах страны.

Особая заслуга Е.Н. Морозкиной в деле спасения от уничтожения архитектурного ансамбля XVI в. - Крыпецкого монастыря. Псковский край занимал особое место в ее научных изысканиях и литературном творчестве. Как она писала, «Новгород Великий был моей первой любовью, но Псков отъял меня от Новгорода и накрепко привязал к себе». Ею были написаны и опубликованы в разных сборниках, журналах научные и научно-популярные статьи о зодчестве древнего Пскова. Дважды выходила книга «Псковская земля», которая привлекла внимание известного художника Е.Е. Климова, жившего в Канаде. К пятидесятилетию освобождения Пскова Е.Н. Морозкина опубликовала путеводитель «Щит и зодчий», затем выпустила альбом «Достопримечательности Пскова», подготовила исследование «Псков-крепость», «Довмонтов город» и «Кром».

В молодежной газете выходили ее «Прогулки по Пскову», до сотни статей в газетах с рассказами о памятниках архитектуры - в их защиту. Свои «наивные» и «теплые» рисунки печатала в газете «Плюсский край». Елена Николаевна была не только членом Союза архитекторов России, но и Союза писателей России. Стихи она начала писать в семь лет: «Потом писала их на войне. Как и многим, мне война тоже планы разрушила. Мечтала я о Литинституте, а попала в болота Белоруссии, в артиллерийскую часть. И никакого литературного образования у меня не вышло». Но это не помешало ей стать лириком, издаваться в газетах и поэтических сборниках. Увидели свет книги ее стихов: «По Руси» «Распутица», «Осенняя песня», «Святогорье», иллюстрированные фотографиями и рисунками автора.

Она была замужем за известным поэтом И.Н. Григорьевым. Тема войны, тема Родины и тема, посвященная Псковщине, занимают важнейшее место в ее творчестве. Е.Н. Морозкина фактически переселилась в Псков: «Псковичи называют меня землячкой». Радость она обретала в псковской глубинке на берегу Радожского озера.

В течение нескольких лет была членом Общественного совета, который занимался проблемами реконструкции Пскова. После ее смерти была опубликована книга «Древний Псков. Кром. Довмонтов город» и издана в двух томах ее диссертация «Церковное зодчество древнего Пскова: зодчество Пскова как наследие».









Некоторые вещи и часть коллекции значков Е.Н.Морозкиной, привезенных из ее путешествий по стране





Личные вещи Е.Н.Морозкиной









Книги - поэтические сборники и путеводители по памятникам Пскова и Псковской земли, написанные Е.Н.Морозкиной



И, конечно, один из самых значительных её трудов - двухтомник "Церковное зодчество древнего Пскова", посвященный средневекому храмовому зодчеству Пскова и Псковской земли. В основу этого двухтомного издания легла диссертация Е. Н. Морозкиной, над которой она работала 10 лет.



Текст, выделенный курсивом взят из информационного сопровождения к выставке "Не уходи, душа моя, Россия!" Псковского музея-заповедника.

выставки, Псков

Previous post Next post
Up