Псковская земля. Изборск. Выставка "История игрушек" в доме купца Шведова

Apr 22, 2022 23:10

Продолжаю серию "изборских" публикаций. В предыдущий раз была фотозарисовка с местными пейзажами. Ну а сегодня зайдем в один из здешних музеев, а именно, в дом купца Шведова и познакомимся с выставкой под названием "История игрушек".





Вообще, основная тема экспозиции дома купца Шведова называется "Русские и сето. Одна земля - общая история" и я уже бывала здесь раньше (в феврале 2015 года), о чем, конечно, рассказала широкой общественности.



С того времени кое-что изменилось: основная экспозиция приросла, стала богаче, и к тому же здесь появилась новая выставка под названием "История игрушек", где можно увидеть образцы народных игрушек из различных городов России и не только. Вот о ней-то сегодня и пойдет речь.









Липецкая игрушка. Родина Липецкой глиняной игрушки село Романово Липецкой области. Их ласково называют "романушками". Данные поделки известны с XVI века. Солдаты в папахе, барыни в капорах, домашние животные: лошади, коровы, бараны, петухи, олени и другие. Всего насчитывается более 40 сюжетов.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразной краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой. Романовская игрушка привлекает своей простотой и непринужденностью. Она имеет округлые формы и нарядно декорирована.



Петровская игрушка. Лучшие мастера Петровской глиняной игрушки жили в деревне Петровское Костромской области. Сусанинская земля особенно славилась своими гончарами. Помимо горшков и посуды они мастерили весёлые пронзительные свистульки. Игрушки лепили из остатков глины, чтобы добру не пропадать и детям на забаву. Особенности Петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и уточненном силуэте. Цвет глазури - однотонный зеленоватый или коричневый. Украшал игрушку орнамент в виде ёлочек, вмятинок  и точек. Для нанесения более сложных узоров Петровский гончары использовали деревянные штампики.

Сюжеты которые чаще всего встречаются в Петровской игрушке - это различные животные, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи.





Дымковская игрушка. Выделяются своей узнаваемой красочностью дымковские игрушки из Дымковской слободы города Вятки Кировской области. По местной традиции с XV века их делали из местной красной глины.

Большие партии дымковских игрушек изготавливались к весеннему гулянью, так называемой Свистунье или Свистопляске, вятскому народному празднику, который был связан с культом языческого бога Солнца - Ярило. Во время этого праздника провожали зиму и встречали весну.

Разнообразны фигурки птиц, несущих благую весть о приходе весны; кони и всадники - символические образы древней славянской мифологии. Это они - спутники богини жизни, которую изображали в виде одиночной фигуры вятской барыни или матери с одним или двумя младенцами на руках.



Вырковская и Ярыгинская игрушка. Центром гончарного ремесла в Рязанской области являлись деревни Вырково и Ярыгино (Ерыгино) Касимовского района. Вырковская игрушка покрывалось поливой. Ярыгинские фигурки тоже имели свои особенности: они были ярко раскрашены в основном полосками.

По рассказам мастеров-гончаров, каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки-свистульки. Такие игрушки раньше в деревне назывались "сопелками", "гудухами", "улютками".

Примечательно что игрушки в деревнях лепили не только для детской забавы: считалось что подаренные игрушка принесёт ребёнку здоровье и благополучие. Был обычай, особенно по праздникам, дарить детям игрушки - радовать новый "потехой": свистулькой с ярмарки.





Каргопольская игрушка. Глиняную игрушку лепили мастера древнего города Каргополь Архангельской области - одного из центров старообрядчества в России. После обжига фигурку из красной глины помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревший муке на поверхности возникали затейливые узоры. Это придавало фигурке рельефность и объём.

Каждая игрушка обладает своей символикой, скрытым смыслом. Женщина-Берегиня - знак Земли, символ плодородия, кормилица. Медведь -  хозяин леса. Фантастическое существо Полкан - знак солнца, огромный добрый богатырь, защитник от сил зла. Конь - один из особо почитаемых у славянских народов животных. "Тяни-толкай" - фигурка с двумя конями, направленными в разные стороны обозначала извечную борьбу тьмы и света в человеческой душе.









Филимоновская игрушка. Крупным промыслом глиняной игрушки занимались в деревне Филимоново Тульской области. Предание относит время возникновения гончарного промысла в Филимонове к эпохе Ивана Грозного. Игрушки-свистульки делали в основном женщины и дети, за что окрестные жители прозвали мастериц "свистуличиницами". Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи.

Традиционные сюжеты филимоновской игрушки: барыня, всадник, конь, олень и многие другие. Особенностью были многофигурные композиции. Яркие и нарядные игрушки получили широкую популярность.











Абашевская и Языковская игрушка. В Пензенском крае, а особенно в сёлах Абашево и Языкового издавна был широко развит гончарный промысел. В Абашево мастера-"дудочника" лепили домашних животных, окружавших их: собак, коней, баранов, козлов, коров, петухов и др. Фигурки окрашены в разные оттенки трёх цветов, считавшихся во времена язычества цветами жизни: красный, зелёный, синий.

Языковских мастеров знали по всему Поволжью: ни одна сельская ярмарка не обходилось без языковских гончаров. Игрушка отличалась простотой, глазурью не покрывалась и расписывались на традиционный деревенский манер. Многие игрушки вообще оставались не расписанными.







Таджикская игрушка. Мастер работает над изготовлением глиняной игрушки, сидя на земле за небольшим столиком. Вылепленные игрушки хорошо просушивают на солнце и обжигают в специальной печи. Затем их окунают в раствор извести или белой глины, держа за свисток, который не покрывают краской.

Игрушки, окрашенные в растворе светлой глины, имеют благородный цвет. Расписывают игрушку, как правило, двумя-тремя красками (синей, красной и зелёной) самодельными кисточками (привязанным к палочке пучком шерсти). В старину для росписи использовали естественную минеральную краску кирпично-красного цвета. Игрушку покрывают поперечными красными и синими полосами. Глаза, рот, пасть, а иногда, для большего эффекта, всю голову закрашивают полностью одним цветом.







Узбекская игрушка. Узбекские национальные игрушки традиционно изготавливались из глины. Как правило это были игрушки-свистульки  сказочно-зооаморфного содержания, в виде домашних животных: барашков, лошадок, собак. слонов. птиц. а также фантастических животных -драконов-аджахоров и неизвестных природе животных, оседлых всадником

Увидев эти керамические игрушки хоть раз, забыть их невозможно. Традиционно малиново-жёлтые свистульки или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки, в каждой из них ощущается любовь узбекского народа к яркой весёлой декоративности. Особенно распространены керамические "бабайчики" - милые фигурки забавных человечков в узбекских национальных костюмах. Каждая игрушка - произведение искусства. Их всех объединяют весёлые и добрые лица.







Кожлянская игрушка. Родина кожлянской глиняной игрушки село Кожля Курской области. Роспись, по старинке, наносится чаще всего куриным пёрышком. В основе росписи четыре цвета с небольшой разницей в оттенках - жёлтый. красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый.

Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Сюжеты игрушек разнообразны: "чудо-всадники" на трёхглавых конях, фантастические животные, деревья и птицы.





Хлудневская игрушка. Промысел игрушки в деревне Хлуднево Калужской области возник в первой половине XIX века среди местных гончаров. Называлась игрушка хлудневские сопелки-грематушки. Чаще всего это было семейное производство, которое либо сдавало свои изделия перекупщикам, либо самостоятельно продавало их на базаре.

Процесс изготовления игрушки прост. Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их подслушивают в печке досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой; это фоновый цвет хлудневской игрушки. Роспись украшает лишь отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Широко распространены разнообразные ромбы. В росписи используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный.





Богородская игрушка. Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли "русской игрушечной столицей" и даже "столицей игрушечного царства".

Богородская резьба выполняется при помощи специального "богородского" ножа ("щучка"). Отличительной чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка "Кузнецы", обычно изображающая мужика и медведя, которые поочередно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой по некоторым данным превышает 300 лет, стала символом богородского промысла. Сегодня она украшает герб посёлка Богородское.





Полхов-Майданская игрушка. Игрушки с яркой затейливой росписью берут своё начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. Местные мастера называют свои изделия забавным словом "Тарарушки", от слов "тараторить", "таратусить", т.е. трещать. Полховский Майдан стал одним из первых сел, где производство матрёшки превратилось в масштабный промысел.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрёшки, пасхальные яйца. грибы, солонки. кубки - щедро украшены сочный орнаментальной и сюжетной росписью. Сувениры и матрёшки, которые здесь производят, отличаются необыкновенной яркостью и оригинальностью.



На этом о народных игрушка всё, однако здесь в экспозиции можно еще познакомиться с очень интересной коллекцией авторских кукол под названием "12 месяцев", но об этом речь пойдет в следующей публикации.



Продолжение следует...

Текст, выделенный курсивом взяла из информационного сопровождения экспозиции "История игрушек" Изборского музея-заповедника.

Напомню, что ссылки на все рассказы об интересных местах Печорского района у меня можно увидеть здесь
А все поездки по Псковской области - здесь

выставки, Изборск

Previous post Next post
Up