Последний веломаршрут этой Зимы, или Back In USSR...

Apr 18, 2022 23:25

Оригинал взят у ak1961 в Последний веломаршрут этой Зимы, или Back In USSR...

Под самый конец Зимы, когда почти сходит снег, все дороги становятся хороши видны, и это прекрасный повод включить "машину времени" и попытаться вернуться в прекрасную эпоху моей юности! Почему так? Да именно потому, что дороги на какое-то время становятся не просто видны, а и вполне проходимы, при должной сноровке. Я всегда поражался, а с чего бы вдруг, в совершеннейшей глуши, среди непроходимых болот, появляются построенные при СССР настоящие шоссе - с насыпями, с кюветами, с капитальными переправами через многочисленные ручьи, и - ведущие к какой-то крохотной деревеньке в десяток домов, ныне совершенно заброшенной, а порою так и вообще "в никуда"?

Поскольку такого рода investigations - мое давнее увлечение, то и здесь в ЖЖ имеется немало рассказов о том, что и как удалось мне "исследовать". Приведу лишь так, навскидку, одну из прошлогодних историй, тем более что локация почти та же самая, что и в этот раз - холмы и верховые болота между Карамышевом и Мелётовом. Правда, за прошедшее время много в климате чего изменилось, и всё благодаря Грете Тунберг - если четыре года назад я в этот апрельский день уже купальный сезон открывал, то на сей раз увязал по колени в снегу при возвращении.

Но - начнем с карты. Красный трек - это как раз за 2018 год, с переправой вброд и купанием. А на этот раз мне необходимо было исследовать загадочную насыпь (все умеют карты читать?, идущую с запада на восток до деревни Озерево. Я много раз видел начало этой насыпи, но никак не решался отправиться по ней - то времени мало, то снег глубокий, то трава высокая, а чаще всего - было просто лень...




Начинается же такого рода путешествие с прекрасного асфальта трассы Р-56 "Псков - Новгород", где километров через 30 - вот этот тыщу раз проеханный перекресток



Тут надо в этом случае повернуть направо, километров через пять - контрольная точка, большое село Карамышево (бывший райцентр), о котором я писал опять же тыщу раз, а проехав его - свернуть налево, на грейдер. Поначалу - весьма хороший и даже вполне уже подсохший.



Дальше ландшафт становится все лучше и лучше, а дорога - все хуже и хуже, и почти что теряет проезжаемость после большой деревни под названием Речки.



Там и и правда - сплошные речки...



Есть еще там загадочный и непонятный круглой формы геологический объект, напоминающий крупный кратер, то ли от вулкана, то ли от метеорита, ну совершенно круглый! Летом его плохо видно из-за растительности, а тут - очень даже хорошо из-за остатков снега по краям. Надо будет подумать - что же это такое может быть.



Чем дальше погружаешься вглубь холмов - тем больше снега.



Но дорога практически вся уже оттаяла, и даже песок подсох, потому на подъемах иногда приходилось беречь силы и идти пешком





И километров через семь - точка старта. Вот этот мостик через речку Полонку- вполне действующий, на проселке в деревню Ильина Гора. Правда, сейчас его несколько подтопило.



Вряд ли получилось бы пройти не замочив ног, но - мне нужно немного в другую сторону, на насыпь, идущую через болота по левому берегу Полонки. Начало было вполне многообещающим.



Правда, радость моя оказалась недолгой. Насыпь эту пересекал ручей, и там даже имелись какие-то руины моста. Но - совсем уж руины, переправу размыло полностью за долгие годы.



Я в раздумье ходил возле "переправы" и не знал, что предпринять. Так вроде и не слишком глубоко, по пояс, но края обрывистые, и на дне лежат в беспорядке бетонные блоки бывшего моста, причем - совсем даже "непаралельно" поверхности, и скрыты под водой, ползти по ним с велосипедом - проблемно.

Оставался вариант - сойти с насыпи, превратившейся в дамбу, и попытаться обойти по "верхнему бьефу", там, над "водопадом", глубина вроде как небольшая, чуть выше колен, и дно довольно твердое. Если бы не велосипед - так вообще без проблем, а так нести его помешают деревья. Но, прикинув что к чему, и выломав палку, чтобы сопротивляться течению, упираясь в дно, мне как-то удалось переправиться. Не без дрожи в коленках, ибо нести велосипед пришлось слева от себя, "над бездной", справа - мешали кусты.



Как всегда и бывает - все оказалось не столь страшно, и через пять минут я уже сидел на противоположной стороне.



А дальше даже можно было не быстро, но все же ехать на педалях.



Я так и не понял - зачем строили такую основательную насыпь через болота, высотой метра три над уровнем воды (то есть реально - метра четыре пять от дна) и шириной метра три. неужели только для того, чтобы ездить в маленькую деревню Озерево, стоящую на острове среди болот и в лучшие времена насчитывающую не больше 20 дворов? Причем насыпь идет практически горизонтально и с очень плавными поворотами, что наводит на мысль о том, что планировалось построить не иначе как узкоколейную железную дорогу, но вот для чего?





Там на самом деле недалеко до Озерева, километра два, но в любом случае для создания насыпи потребовалось не менее 50 тысяч кубометров песка и колоссальные затраты труда. А ведь с тех пор прошло не так уж и много времени, возможно даже уже при моей жизни, и рано запускать археологов, но все равно - никто не знает ее назначения. Если те, кто читает этот рассказ, что-то знают об этом - отзовитесь в комментариях! Ну а думаю, что тот самый "кратер", что я встретил по пути - на самом деле карьер, где и брали песок для строительства.

Ну вот и финишная прямая...



Саму деревню Озерево четыре года назад я помнил если и не как жилую, то, по крайней мере, как посещаемую. Увы, теперь это не так. Осталось всего-то три целых дома, но уже - мертвых.



И, как часто бывает, деревню пару лет назад посетили мародеры на вездеходе, оставив глубокие, по колени, колеи и на без того малопроходимом проселке через болота на восток, до деревни Савино. Я заглянул в один из домов - там все было оставлено хозяевами для полноценной жизни, даже одежда в шкафу, посуда в сервантике, холодильник. Но все было перевернуто вверх дном. Я вспомнил советские времена и чего скрывать, пожелал скорейшего восстановления смертной казни, и чтобы в список статей, которые "тянут на вышку", непременно включили бы мародерство.

Странно, что мародеры не взяли телефон - или там нет цветмета? Интересно, а что скажут будущие археологи, лет через тысячу, обнаружив на болотном острове такой вот "артефакт"?



А теперь предстояло найти оттуда "прошлогоднюю" дорогу в брошенную деревню Высоцко и, так сказать, "связать концы" с прошлогодним путешествием. Я спустился к Полонке и начал искать переправу. Найти мост, разумеется, я вовсе и не рассчитывал, но мог в крайнем случае перейти вброд в том же месте, что и четыре года назад. Впрочем, до "того места" я не дошел, ввиду полной бесперспективности затеи переправиться вброд с велосипедом. Настоящая же переправа же была, очевидно, вот здесь - на противоположном берегу вполне различимы колеи.



Тихая и спокойная Полонка превратилась в бурный поток. Нет, не получится перейти, ни в каком месте!



Времени - половина четвертого. Можно и возвращаться! Но, как говаривал Сталкер в одноименном фильме - "здесь не возвращаются". Я присел отдохнуть и перекусить, воспользовавшись выброшенной из разграбленного дома мебелью, насладился прослушиванием курлыкающих в небе журавлей, которые почему-то летели в южном направлении, и решил пойти проселком в Савино, вполне жилую деревню, куда даже автобус ходит.

Ну и тут меня накрыло. Не иначе как instant karma - знал же я, что нельзя заходить в брошенные дома! Трехкилометровый проселок по заболоченному лесу до Савина превратился в полтора часа мучений - снег до осей велосипеда, а ноги проваливаются в воду выше колен! Да еще и глубокие колеи от вездехода мародеров.



Но любой путь заканчивается. Придя в Савино я отдышался, хлебнул волшебного напитка из фляжки и покатил домой. Еще полсотни километров, но это же - по дороге!

Псковский район, Карамышево

Previous post Next post
Up