Продолжаю свои фотоотчеты о поездках по интересным местам Псковской земли. Сегодняшняя публикация посвящена Никандровой пустыни, где я побывала в сентябре этого года. Никандрова пустынь - это древний монастырь, расположенный в Порховском районе Псковской области, в семидесяти километрах к северо-востоку от Пскова. Обитель эта была основана в 1585 году, на том месте, где несколько десятилетий вел подвижническую жизнь пустынножителя преподобный Никандр Псковский.
Мы пройдем по территории обители, зайдем в Благовещенский собор, а так же посетим целебные источники, которыми так славится Никандрова пустынь...
Но в начале я расскажу о преподобном Никандре и об истории монастыря.
Преподобный Никандр родился 24 июля 1507 года в
селе Виделебье в благочестивой крестьянской семье. При рождении его нарекли Никоном. Мальчик очень рано почувствовал свое стремление к Богу и осознал, что его жизнь должна быть посвящена труду и молитве. Пример старшего брата, принявшего монашеский постриг, а так же пример подвижнической жизни преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского (1386-1481), который начал традицию пустынножительства на Псковской земле и который тоже был родом из Виделебья, оказали на Никона решающее влияние. Когда Никону исполнилось семнадцать лет, умер его отец, и он убедил свою мать отказаться от всего, что было ими нажито, раздать это в храмы и нуждающимся, и уйти в монастырь. Что она и сделала. А сам Никон, так же стремившийся к монашеской жизни, обошел многие обители Псковской земли, беседовал с иноками, знакомился с монастырским бытом, изучал Священное Писание. И в этих своих духовных поисках он понял, что хочет полностью уйти от мира и, поселившись в отдаленном, уединенном месте, вести отшельническую жизнь.
Узнав, что между Псковом и Порховом находятся безлюдные места, покрытые дремучими лесами и топкими болотами, он отправился туда и на речке Демянке устроил свое нехитрое жилище отшельника и проводил жизнь в постоянной молитве, питаясь лишь росою да травами. Однако, как это обычно случается, люди из окрестных деревень, узнали о его жилище и начали посещать его, прося молитв и наставлений. Никон им не отказывал, но что бы избежать мирской чести, решил удалиться в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого, где принял монашеский постриг с именем Никандр. Но слава мирская настигла его и здесь, т.к. весть о его подвигах и добродетели очень быстро разнеслась из обители и в монастырь стало приходить много людей, желавших видеть подвижника и выразить ему свое почитание. Не в силах выдержать все это, Никандр, с благословения игумена ушел от человеческого общежития и вновь вернулся в свою пустынь на реку Демянку, где проведет пятнадцать лет.
Конечно, жизнь преподобного в пустыни была и тяжела и опасна. Не только из-за диких зверей обитавших вокруг. Однажды к нему нагрянули разбойники, но увидев, что здесь им особо нечем поживиться, жестоко избили Никандра и ушли, прихватив с собой святые иконы и книги. Но они были наказаны, т.к. заблудились и несколько дней не могли выйти из леса, двое из них утонули в болоте, а те которые выжили вернулись к Никандру и слезно молили их простить. Конечно, они получили прощение. После этого бывшие разбойники стали всем рассказывать о произошедшем и прославлять Никандра. И вновь к пустынножителю потянулись люди. И снова ему пришлось укрыться от людского почитания в Крыпецком монастыре. Но не надолго, ибо там он при всей своей внешней немощи очень ревностно исполнял все возложенные на него послушания, чем невольно стал служить немым укором тем монахам из монастырской братии, кто не был силен духом, как бы высвечивая их слабости. Так что Никандр, почувствовав, что тяготит собою других, покинул монастырь, теперь уже навсегда.
Вернувшись в свою пустыньку на реке Демянке, святой не покинет ее и до конца жизни останется пустынником, за что будет прославлен как "Преподобный Никандр пустынножитель". К преподобному приходило много народу. Кому-то нужен был его совет, кто-то просил его молитв, кто-то находил успокоение в его душеспасительных беседах. Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил неподалеку от себя "гостиницу у дуба", где его гости могли переночевать. Он завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. А за восемь лет до кончины он возложил на себя великую схиму. Преподобный Никандр предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на Псковскую землю нападут враги. И действительно, он скончался 24 сентября 1581 года, в то самое время, когда войска польского короля Стефана Батория осаждали Псков.
Последователи и ученики Никандра не забыли о его завещании. После кончины преподобного над его гробницей была воздвигнута церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а еще через несколько лет здесь появилась обитель, которой суждено было стать одним из известнейших монастырей на Северо-Западе России.
Первым игуменом Свято-Благовещенской обители стал монах Исаия. Правда, никаких подробностей о том, как жил монастырь на раннем этапе своего существования, до наших дней не сохранилось. Известно лишь, что Исаия обустроил обитель снаружи и внутри, возвел церковь и собрал братию, а так же, при нем царь Феодор Иоаннович пожаловал обители грамоту, по которой монастырь освобождался на вечные времена от земельных податей, закрепляя за ним пастбища, пустоши и рыбные ловли "в Порховском уезде, в Михайловском погосте".
В середине XVII века в обители строятся церковь во имя преподобного Никандра, прп. Александра Свирского и во имя Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. Но войны и бедствия не обходят обитель стороной. В 1665 году монастырь разграбили поляки, а в 1673 году здесь случился большой пожар, в котором погибли все церкви обители, бывшие на тот момент деревянными, все церковное и братское имущество. Тогдашний игумен Никандровой пустыни Илларион был даже вынужден обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и щедрые жертвователи, благодаря которым состояние обители значительно улучшилось. Были построены каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.
Слава о чудесах от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха Иоакима, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.
Расцвет пустыни приходится на конец XVIII - начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать императора. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев и другие. Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов. Монастырь имел ценнейшую библиотеку - более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.
И в дальнейшем монастырь не утратил своего значения. Вот как описывает Никандрову пустынь в начале XX-го века один из паломников: "На первом плане высится отдельная каменная колокольня, за нею соборный храм Благовещения Пресвятыя Богородицы, с сияющими на главах золотыми звездами, и другие церкви. Массивное каменное двухэтажное здание - настоятельские келии, трапезная и братские корпуса, каменная ограда с башнями с южной и западной сторон, как кольцом, окружают монастырь. Вне монастыря с западной стороны расположены монастырские службы и удобные гостиницы для богомольцев. Вся внутренность монастыря вокруг соборного храма с одной стороны занята плодовым садом, а с другой - против корпусов - цветочными клумбами, огороженными палисадником. Как приятно смотреть на все это! Везде видны благоустройство, попечение и порядок...."
Но после Октябрьской революции 1917 года спокойная и размеренная жизнь монастыря очень круто изменилась. В 1919 году во время Гражданской войны через монастырь проходили и белые, и красные. В 1922 году у монастыря были конфискованы все ценности, а в 1928 году был закрыт окончательно. Надо сказать, что на монастырской колокольне в свое время были установлены большие часы. Так вот, при закрытии монастыря часы с колокольни сняли и позднее разместили их на башенке Дома Советов в Пскове, где они находятся по сей день. Ну а в 1930-х годах обитель сравняли с землей в прямом смыле этого слова, т.к. были взорваны, разбиты, разобраны все монастырские строения: церкви, часовни, монашеские кельи, хозяйственные строения и монастырская ограда.
Во время Великой Отечественной войны на територии Псковской области, оккупированной немецкими захватчиками, развернула свою деятельность Псковская православная миссия, которая открывала храмы, закрытые после революции. Была попытка возродить Никандрову пустынь, но тогда она не увенчалась успехом. А монашеская жизнь вернулась в обитель в начале 2000-х годов. Тогда монастырь представлял из себя груду развалин, но постепенно, усилиями многих людей обитель стала возрождаться - здесь были постоены храмы, жилые и хозяйственные строения. Работы идут и по сей день.
А теперь я предлагаю уже перейти непосредственно к фотопрогулке...
И сначала мы дойдем до целебных источников. Их в монастыре и его округе четыре - источник Александра Свирского с радоновой водой, питьевые источники Петропавловский и Никандровский, а так же источник Иконы Казанской Божией Матери, который еще называют "глазным".
Источник Александра Свирского находится примерно в километре с небольшим к западу от монастыря.
Проходим мимо хозяйственной части монастыря...
И углубляемся в лес
Справа от нас остается монастырское кладбище, куда мы зайдем на обратном пути в монастырь...
Идем через лес, вокруг осенняя природа и удивительная тишина
И вот уже виднеются строения на территории источника преподобного Александра Свирского.
Согласно житию Никандра Псковского к нему два раза являлся преподобный Александр Свирский, что бы ободрить его в те моменты, когда Никандру было особенно тяжело.
Здесь находится незамерзающий радоновый источник. Вода в нем голубого цвета, причем, и зимой, и летом имеет температуру + 6 градусов. Источник считается целебным. Над источником устроена купель, где желающие могут окунуться.
Идем в обратный путь...
Заходим на монастырское кладбище.
Так же как и монастырь, кладбище в свое время было разорено. А стоящая на нем церковь во имя Кирилла и Мефодия была разобрана. От нее осталось лишь основание.
А еще здесь стоят два дерева, которые из-за их формы называют "архиерейское благословение". Внешне они напоминают дикирий и трикирий (двухсвечник и трехсвечник), которые используются при архиерейском богослужении, в том числе и для благословения молящихся.
Неподалеку от монастыря располагаются еще два источника - Петропавловский и прп. Никандра.
Целебный источник Петра и Павла. (День святых апостолов Петра и Павла - один из престольных праздников Никандровой пустыни, т.к. в этот день в 1687 году были обретены мощи прп. Никандра)
Отсюда до источника Никандра можно дойти двумя путями: чуть вернувшись, пойти по ухоженной дорожке или прямо от Петропавловского источника через лес и "Никандровские мхи", т.е. болотистую местность. Мы пошли вторым путем. И оно того стоило!
Целебный источник прп. Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного.
А вот четвертый источник - Иконы Казанской Божией Матери, о котором я уже упоминала выше я почему-то не сфотографировала, но все равно скажу о нем здесь несколько слов. Он расположен прямо у въезда в монастырь. Его называют "глазным", т.е. его вода не питьевая, но считается, что она очень полезна для глаз.
Ну а теперь уже вернемся в монастырь, пройдемся по его территории и зайдем в Благовещенский собор.
Сейчас на территории монастыря возведены несколько храмов - деревянные церкви в честь святых Царственных мучеников и в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" и каменный Благовещенский собор. Возведены настоятельский корпус, братский корпус с трапезной.
Церковь в честь святых Царственных мучеников.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
Сейчас из-за известных ограничений эти церкви во внеслужебное время для посещения закрыты, открыт был только Благовещенский собор, куда мы, конечно, зашли.
В соборе два придела. Южный - во имя прп. Никандра
Северный придел - во имя Петра и Павла
Прямо за Благовещенским храмом возведена Крестовоздвиженская часовня
Собор стоит как бы в окружении других построек. Настоятельский и братский корпуса
Строительные работы здесь еще ведутся
Для гостей монастыря на территории есть лавки с литературой и сувенирами, а так же Блинная. Но они так же были закрыты, по всё той же причине.
К югу от Благовещенского собора, в пределах старинной каменной ограды монастыря - небольшой огородик с теплицей.
А вот если зайти вглубь за Благовещенский храм, то можно попасть в "райский уголок" с красивыми клумбами и домом на пруду...
Вот такой я увидела Никандрову пустынь в конце сентября 2021 года.... Очень хорошая, душевная получилась поездка, за организацию которой хочу сказать отдельное спасибо
Паломническому центру "Троицкий" в Пскове.
В заключении добавлю, что при подготовке данной публикации пользовалась материалами следующих источников:
Книжка "Никандрова пустынь. История и современность", 2015 г.
Сайт Никандровой пустыниСайт Псковиана Ну и в конце традиционные ссылки:
все мои посты о путешествиях по Псковской области, которые можно посмотреть
здесьссылки на публикации о других интересных местах Порховского района -
здесь