Посёлок городского типа Бежаницы (3.5 тысячи жителей), давший название близлежащей возвышенности, стал для меня последним пунктом короткого июньского путешествия по Псковской области. Совершив поход по Бежаницкой возвышенности, а затем посетив
Новоржев и деревню
Выбор, я отправился в Бежаницы и из них уехал поездом домой в Питер. На осмотр этого небольшого райцентра у меня и оставались вечерние часы до поезда. Посёлок, в целом, не очень примечателен, но свои интересные места есть.
2. Ехал я на автобусе Санкт-Петербург - Бежаницы, который неожиданно оказался аж двухэтажным. Никогда бы не подумал, что впервые поездить на двухэтажном автобусе мне доведётся в псковской глубинке. Правда, ехал я на первом этаже, да и расстояние всего 37 километров.
3. Бежаницкая автостанция. Накануне ранним утром я краем глаза увидел Бежаницы из окна автобуса по пути в Кудеверь.
4. Вот так она выглядит внутри. Я такие называю "спичечными коробками". А ещё тут печное отопление, судя по дровам. Камеры хранения не оказалось, в отличие от Новоржева, да и сама автостанция уже вскоре после моего приезда закрылась, поэтому ходить по посёлку пришлось с тяжёлым рюкзаком.
5. Но жара вечером уже стала спадать, солнце постепенно снижалось. В кадре улица Смольная, которая ведёт на северо-восток посёлка к железнодорожной станции Сущёво, откуда я потом поеду.
Село Бежаницы впервые упоминается в 1581 году под названием Бежаничи. В Российской империи Бежаницы были в составе Новоржевского уезда Псковской губернии, и к началу XX века это было довольно крупное село, значение которого возросло с постройкой Петербургско-Витебской железной дороги. В советское время с 1927 года Бежаницы стали районным центром, а с 1961 года имеют статус посёлка городского типа. Кстати, в 1944-57 годах Бежаницкий район входил в состав Великолукской области, впоследствии упразднённой. А вот Новоржевский район она уже не охватывала.
6. Советская мозаика:
7. Детский сад:
8. Памятник Ильичу и сталинское здание бывшего райкома, которое, несмотря на сохранившуюся надпись, занимает сейчас детская школа искусств. Районная администрация сейчас в соседнем здании правее кадра.
9. Доска почёта у районной администрации:
10. Царство "Триколора":
11. А вот и дореволюционный дом начала прошлого века. Сейчас - библиотека.
12. Дальше Смольная улица примыкает к главной в посёлке улице Советской:
13. Советская улица - это часть автодороги Порхов - Великие Луки - главной дороги на востоке Псковщины, идущей по маршруту старинного Белорусского тракта.
14. Интересная достопримечательность - сквер Псковских десантников, заложенный в 2000 году в память о погибших в Чечне. При этом с пушкой ЗИС-3 времён Великой Отечественной войны (видимо, просто ничего другого не нашлось).
15. А это бежаницкий "небоскрёб" - единственный в посёлке пятиэтажный дом (а в Новоржеве их нет).
Экономическая составляющая в Бежаницах очень скромная, и почти исчерпывается пищепромом. Здесь есть маленькие хлебозавод и маслосырзавод. Лесной промышленности в заметных масштабах нет - только, наверное, разные пилорамы.
16.
17. Ещё один дореволюционный домик:
18. И этот, возможно, тоже. Сейчас в нём гостиница.
19. Ещё одно высокое здание в посёлке - центральная районная больница. Кстати говоря, именно в Бежаницах, а не в Новоржеве, в 1911 году открылась первая больница в Новоржевском уезде.
20. Водонапорная башня, а за деревьями видна почти классическая для этих мест валунная постройка. Её сейчас занимает пожарная часть.
21. Рядом находится кладбище, на краю которого - мемориал Великой Отечественной войне.
22. И на нём же - братская могила красноармейцев и партизан, погибших в боях за Бежаницы. Здесь захоронено 379 человек. В немецкой оккупации Бежаницы находились с 18 июля 1941 по 27 февраля 1944 года, и были освобождены в ходе Старорусско-Новоржевской операции за два дня до самого Новоржева.
23. И скромный памятник детям войны:
24. Со стороны улицы стоит вот такой крест, напоминающий о стоявшей здесь Покровской церкви. Она была построена в конце XVIII века, закрыта в 1930-е годы и полностью разрушена во время войны в ходе боевых действий.
25. А вот часовня от неё сохранилась:
26. Сейчас напротив находится действующая церковь Петра и Павла, с 90-х годов занимающая вот этот купеческий дом 1910 года постройки. Тут уже видим валунную кладку в жилом здании.
27. У Бежаниц есть "пригород" в виде деревни с таким необычным названием:
28. Боковые улицы застроены почти полностью частным сектором:
29. Там, на холме, в стороне от главной улицы, находится наиболее яркая достопримечательность Бежаниц - усадьба дворян Философовых. Имение в Бежаницах было пожаловано им Петром I, но этот усадебный дом построен уже гораздо позже - в 1899 году. Сейчас в нём краеведческий музей (далеко не каждому музею в райцентре такого размера так повезло со зданием).
Здесь неоднократно бывал Пушкин (опять-таки, Михайловское недалеко), и есть версия, что деспотичный помещик Николай Дмитриевич Философов стал прообразом Троекурова в "Дубровском". Позднее Философовы занимались здесь и меценатством - в конце XIX века на их средства в селе были построены и школа, и упоминавшаяся первая в уезде больница, и библиотека.
30. По крайней мере, снаружи здание явно нуждается в ремонте.
31. Вокруг - усадебный парк с вековыми деревьями:
32.
33. Усадьба ещё и удачно расположена на пригорке. Местность всхолмлённая - всё-таки край Бежаницкой возвышенности, и от усадьбы открываются хорошие виды на окрестные природные пейзажи.
34.
35. Вдали виднеется церковь из красного кирпича, которую невооружённым глазом толком и не различить, но ультразум фотоаппарата мне помог. Это Князь-Владимирская церковь в селе Михайлов Погост - уже в соседнем Локнянском районе. До неё 20 километров.
36.
37. С восточной стороны внизу виднеется озеро Дубец. Берега у него болотистые - здесь уже начинается огромная Полистовско-Рдейская болотная система. А где-то за деревьями, что на переднем плане, проходит железная дорога. Её не видно, но слышно - несколько раз оттуда доносились гудки и грохот грузовых поездов.
38. Посмотрев усадьбу и полюбовавшись пейзажем, я решил уже выдвигаться пешком на станцию (она довольно далеко), хотя и до поезда ещё времени немало. В бежаницком частном секторе попадаются и такие архаичного вида избы.
39. А тут явно живёт (или имеет дачу) человек, служивший в пограничных войсках:
40. Выхожу снова на Смольную улицу, чтобы идти к вокзалу. Посёлок залит закатными лучами.
41.
Идти далеко. От центра Бежаниц до ЖД станции Сущёво - 4 километра. То есть изначально железная дорога через сами Бежаницы не проходила. Казалось бы, этим и объясняется расхождение между названием станции и посёлка, в котором она находится. Но на самом деле, изначально станция называлась Бежаницы, но из-за созвучия с Бежецком, что под Тверью, случались ошибки в отправке грузов (что, на мой взгляд, довольно странно), и станцию переименовали в Сущёво - по деревне, в которой она находилась фактически.
42. Вот и Сущёво. В наше время это часть Бежаниц, но, как мне показалось, даже местные жители не до конца воспринимают их как одно целое. Кстати, здесь сильно не хватает внутрипоселкового автобуса.
43. Солнце уже село, когда я пришёл на станцию. Вокзал типовой, послевоенной постройки. К сожалению (но не к удивлению), разукрашен в унылые РЖД-цвета.
44. Вид со стороны путей. Этот ракурс давно знаком мне по многочисленным поездкам на поезде между Питером и Минском. Ну а в этот раз я накануне приехал сюда в пять утра, а теперь уезжаю в Питер тем же великолукским поездом.
Это историческая железная дорога Санкт-Петербург - Витебск. Полностью она была открыта в 1904 году, но участок Дно - Новосокольники заработал уже в 1901. Вокзал изначально был деревянным, и, видимо, сгорел в войну.
45. Путейские казармы. Не знаю, когда построены, но скорее всего, не в 1901 году - стиль явно более поздний. Но возможно, и довоенные ещё.
46. А вот эта кирпичная заброшка явно с времён постройки дороги:
47. И, опять же, валунная кладка. Тоже явно дореволюционное.
48.
49. Вид на юг - в сторону Новосокольников и Витебска. В небе взошла полная луна.
50. И я снова не удержался:
51. И вот ещё одно фото-баловство. От глюка фотоаппарата не сработала фокусировка. А всё-таки что-то в этом есть.
52. И вот что это на самом деле:
53. Вид на север - в сторону Дно и Петербурга:
54. Пока я коротал время на вокзале, с северной стороны пришёл поезд Санкт-Петербург - Гомель под тепловозом ТЭП70.
55. Поезд белорусского формирования, но есть РЖД-вагон до Могилёва (на котором я ехал в
Оршу в 2016 году), а в голове латвийские вагоны до Риги (на них я
ездил до
Себежа).
56. Сущёвские домики:
57. И северная горловина станции. Слева видна всё та же Смольная улица, которая продолжается в дорогу по деревням. Сущёво в этом месте плавно переходит в деревню Лющик.
А в 11 вечера я сел на пассажирский поезд Великие Луки - Санкт-Петербург. Мой плацкартный вагон неожиданно оказался из числа совсем новых. Заснул я только после Дно, проснувшись в шесть утра уже когда поезд заходил на Витебский вокзал (раньше меня проводница почему-то не разбудила). На этом и завершилось моё двухдневное путешествие на Псковщину, включавшее в себя интересный поход по деревням, ради которого всё и задумывалось.