Этим летом вновь посчастливилось побывать в удивительном монастыре, где царит дух сурового древнего благочестия, а редкое разнообразие златоверхих церквей в окружении белоснежных крепостных стен уводит куда-то в мир сказки, рассказанной Пушкиным и нарисованной Билибиным.
Это не обзор достопримечательностей Лавры и не всесторонний отчет о путешествии, а просто мои впечатления от очередной поездки в место, куда я так люблю возвращаться.
Надвратная церковь Николы Ратного строилась вместе с крепостными стенами и практически сливается с ними. Когда-то она грудью встречала врагов России и православия. Скромная золотая главка с тонким крестом парит над богатырским телом небольшого, но мощного храма. Основание звонницы - это часть древней крепостной стены, соединявшей Никольскую церковь с Острожной башней. Только кусочек под колокольней от этой стены и остался.
Много раз проходила под этими сводами , и каждый раз охватывает трепет от ощущения соприкосновения с глубокой древностью и величием предков.
В этот раз среди облаков творилось что-то невероятное - они неслись над кровлями и бросались то ли в бой, то ли в объятия друг к другу. А церковные главы устремляли кресты насквозь, в вечность безмятежной небесной синевы.
Крест благовещенской церкви сияет над золотозвездным куполом, а Сретенская церковь поднимает свою многогранную главку на тонкой стройной шейке.
Древний колодец носит имя Святого преподобномученика Корнилия, игумена Печерского монастыря. Именно его по легенде лично обезглавил Иван Грозный прямо у врат обители за строительство мощных монастырских укреплений. Царь тут же раскаялся и на руках отнес тело святого в Успенский собор. С тех пор путь, которым он прошел, называют «Кровавым». На престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы его покрывают цветами и травами.
Святая вода достается здесь не просто так - чтобы она полилась, надо несколько раз с немалой силой нажать на рычаг водокачки.
Рядом есть еще один святой источник. Он называется в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, над ним построена часовня из красного кирпича. Но мой любимый - этот, под широким покровом зеленого купола. Каждый раз везу отсюда водичку от Святого Корнилия Печерского.
Это ярко-красное здание с усыпанной звездами главкой и крестом - не храм, а Большая казна (ризница). Она похожа на нарядную шкатулку для драгоценностей и одновременно на маленькую крепость. Многие духовные сокровища монастыря имеют не малую материальную ценность. Среди них есть подарки, преподнесенные монастырю русскими царями и императорами. Вот удивительная история: большую часть вещей, вывезенных отсюда во время Великой Отечественной войны в Германию, удалось вернуть.
Когда я подошла, над синим куполом летали ласточки...
Большая звонница - действительно одна из самых больших на Северо-Западе. Легенда гласит, что три самых больших колокола были подарены монастырю тремя царями - Иваном Грозным, Борисом Годуновым и Петром I, а всего здесь звенят более 50 колоколов. Ангел указывает на часы, напоминая о бренности всего земного. Пришло время покаяния...
Купола Покровской церкви, надстроенной над пещерным Успенским собором - самые необычные. Причудливая форма - еще не всё. Традиционное русское пятиглавие пришлось подчинить необычной пещерной архитектуре, и малые главы, обычно окружающие большую, встали с ней в один в ряд, все по кромке кровли.
Красивее всего всё-таки вид с боку, когда все главы кажутся ближе друг к другу и вместе похожи на верх сказочного града князя Гвидона или царя Дадона. Эта фотография сделана от Большой колокольни. Поместились четыре главы. Пятая - правее. Канаты, которые тянутся от колоколов, на первый взгляд кажутся перепутанными. Не понятно, как вообще монахи справляются с таким сложным инструментом. Так и с колокольным многоголосием - чем дольше слушаешь, тем больше гармонии различаешь в лавине многообразных звуков перезвона...
Покровские купола сквозь монастырские кущи. Каких деревьев здесь только нет! Я не сильна в ботанике, но бродить среди растительного великолепия, разведенного здесь монахами - огромное удовольствие. Да и где же быть райскому саду, как ни в монастыре?
Прощаясь со святой обителью, в последний раз осенив себя крестным знамением и повернувшись, наконец, спиной к Святым монастырским вратам, вновь видишь кресты и купола! Это Церкви Святой Варвары и Сорока мучеников Севастийских, что стоят напротив входа в Лавру.
Каждый раз переполненная впечатлениями от самой Лавры, я долго не обращала на них должного внимания, и даже считала одним целым. Наконец, сподобилась поинтересоваться.
Оказывается, белый каменный храм Святых мучеников Севастийских изначально был монастырским. Еще в шестнадцатом веке он перенесен на нынешнее место, на приезжий двор монастыря. Каменное здание построено уже в девятнадцатом веке. Деревянная Варварьинская церковь сохранилась с восемнадцатого века (в том числе иконостас!), и интересна тем, что является приходским храмом реликтового народа сету, который издревле живет на территории нынешней Псковской области и сохраняет родной язык, родственный эстонскому, и культуру, в которой православие переплетается с исконными языческими верованиями.
Вспоминая и рассказывая, я как будто вновь побывала в Псково-Печерской лавре. Спасибо всем, кто разделил со мной эту радость.