Край покинутых деревень

Jan 19, 2016 12:35

В день, когда мы по пути домой с новогодних покатушек зависли в селе Вехно Новоржевского района Псковской области, природа решила сделать нам подарок. Весь день было морозно и солнечно. Таких дивных зимних картинок давно уже не приходилось видеть. Решили воспользоваться моментом и поехали в родовую деревню Свистогузово.




Так выглядела 8 января дорога Р-58 Пушкинские горы - Новоржев. Берёзки на морозе - это наше всё.




В 13 километрах от Пушгор будет поворот на Алтун. Там сейчас две гостиницы и ресторан. Хорошая альтернатива гостиницам в Пушкинских горах и Заповеднике.




Есть озеро, банька, старинный парк, посаженный еще при помещиках Львовых, и здесь просто очень красиво.




Руины мельнички. Можно пройтись с виртуальной экскурсией.




Между прочим, в 2015 году отелю в Алтуне присудили звание "Лучший романтический отель мира". Просто так такие звания не раздаются!




От Алтуна едем еще пару километров по хорошо укатанной грунтовке, потом километра полтора пробираемся по разбитой (но сейчас немного сглаженной снегом) дорожке через деревню Канашовка.




Доехали! Дальше идем пешком. Указатели эти также поставлены отелем "Имение Алтунъ" года два назад для велосипедных маршрутов.




Дорога в село Вехно. Накатанная, кто-то ездит, даже удивительно.




Показалась Свистогузовка.




Наша местная достопримечательность. Выдуманная, конечно. Придумали её неутомимые сотрудники Алтуна для развлечения своих гостей, никаких камней-следовиков здесь отродясь не бывало.




Когда-то в деревне была колонка. С тех пор посреди полей стоит и ржавеет водонапорка, стыдливо прикрытая берёзками.




Всего в деревне 9 домов. В двух уже не живут, дома стоят бесхозными и разрушаются. Большинство же домов заняты питерскими дачниками. Сейчас стоят заколоченными.




Постоянно живут только в двух домах.




Один из них когда-то был нашим. На этом месте жил мой дед, тот, который во время Великой Отечественной войны пропал без вести, и судьбу которого мы узнали без малого через семьдесят лет после окончания войны. Об этом я писала тут: http://frosya-hod.livejournal.com/57532.html




До войны у деда Павла с бабушкой Нюсей родилось 6 детей - 4 мальчика и 2 девочки. Павла призвали на войну, когда ему было уже 48 лет, да и здоровья не было - маялся животом, от этого собственно и умер в госпитале в Осташкове.




Эта часть Псковщины была оккупирована немцами уже в начале июля 1941 года. Немцы, в основном офицеры, жили в Алтуне, в усадебном доме, где у них был штаб, а в окрестные деревни наведывались за провизией - яйки, млеко. Отступая в феврале 1944 года, все деревни в округе сожгли, в том числе и Свистогузово.




Первый год жители деревни жили в землянках, в том числе и моя бабушка с четырьмя детьми (один сын был на фронте, другой, несовершеннолетний Анатолий - в партизанах).




После Победы в деревне началось строительство. То есть большая часть домов в Свистогузове была построена в конце 40-х - начале 50-х годов. Довоенных построек не сохранилось.




В построенном на пепелище доме долгое время жил мой дядя. В 2010 году он умер и дом продали. Кедр и ёлку сажал еще дядя Миша.




Деревня постепенно взбирается на горку, откуда открываются чудесные виды на окрестности.




Псковские дали. Типичные, зимние.




Серебро и хрусталь.




Вдалеке, тоже на горке, можно разглядеть деревню Устиново. Когда-то, еще при Советском Союзе, между деревнями были поля, где заготавливали сено для совхозных коров. То есть этот лес, что на снимке, вырос за последние 30 лет.




Ферма, которая располагалась около Свистогузовки, закрылась еще раньше, чем рухнул СССР, став жертвой проводившегося в 80-х годах прошлого века укрупнения, когда из маленьких ферм по всему совхозу сделали один большой животноводческий комплекс в селе Вехно. Люди тогда потеряли работу, многие подались в большие города. А вместо фермы теперь вот такие руины. Годный кирпич и шифер давно растащены хозяйственными селянами.




Это вид уже на другую деревню, Лябино. Когда леса не было, а были совхозные поля, отсюда было видно Лябинское озеро.




В Лябино из Свистогузово теперь никто не ходит, туда ведут только звериные следы. Да и дорога уже еле угадывается, причем даже летом.




Дом на горке. Он самый последний в деревне. Идём назад.




А это самый фотогеничный домик в деревне. Правда, хозяйка боится, что когда-нибудь этот домик сложится вместе с ней.




Обязательный телефон, который по закону должен быть в каждой деревне. Смотрятся они сюрно.




Ни души мы не встретили в деревне. И так по всей Псковщине, зимой деревни вымирают.




В Свистогузово и ближайших деревнях ситуация ещё более-менее. Пользующийся заслуженной популярностью бутик-отель "Имение Алтунъ" дал работу тем трём жителям, которые живут в Свистогузово постоянно.




Как когда-то до революции поместье графов Львовых давало работу крестьянам Алтунщины, так теперь с таких вот небольших хозяйств, как, например, Имение Алтунъ, имеющих при ресторане коровок, свиней, овец, птиц; содержащих конюшню, в сезон принимающих у населения грибы-ягоды-рыбу, может начаться возрождение окрестных деревень.




Если же заехать чуть в сторону от туристических троп, то там становится совсем грустно. Стоят опустевшие псковские, тверские, новгородские, вологодские деревни. Выстужены дома, давно не топлены печи, занесены снегом дороги, сорный кустарник покрыл бывшие пастбища...




Не хочется заканчивать на грустном, поэтому ещё несколько красивых картинок.











усадьба Алтун, Новоржевский район, заброшенности

Previous post Next post
Up