Jun 11, 2017 14:21
Придумывая этот термин, американский психолог, философ и специалист по пасторскому консультированию Уэйн Оутс просто соединил два слова «работа» (work) и «алкоголик». В обоих случаях, человек констатирует наличие у него зависимости. Наверняка, многие трудоголики воспримут слово "болезнь" с возмущением и категорическим отвержением. Но если зависимость считать болезнью психики, то да, это болезнь. Сама я, применимо к зависимостям, мыслить категориями болезней не люблю, но это мое личное восприятие терминов. Суть трудоголизма от терминологии не меняется. Итак, как же проявляется эта зависимость?
Если одним словом, то к работе, вокруг которой он организует ВСЮ свою жизнь. Как наркоман организует всю свою жизнь вокруг наркотика. Это становится смыслом существования. Не просто жизнь со всем ее разнообразием, а только одна ее часть - работа. Работа дает ощущение жизни, и работа же вычеркивает трудоголика из нее. Все остальные грани жизни, ее полнота, ее краски - как будто "выводятся" за границы внутреннего мира трудоголика. Они как бы есть..,но их как бы и нет. Личная жизнь, хобби, здоровье, дети, отдых - все это становится второстепенным, неважным, "блеклым", а иногда и вовсе перестает существовать. Если нарисовать образ этого явления, то это четко очерченная сфера, заполненная тем, что напрямую или косвенно связано с трудовой деятельностью и в центре этой сферы сам "трудоголик". За границами этой сферы находится вся остальная жизнь. Трудоголик из точки своего "бытия" может даже видеть эту жизнь, понимать, что там что-то происходит, что-то есть...но он отрезан от нее жесткими границами. Причем - по собственному желанию. То, что "там" - ему не очень важно. Многие трудоголики начинают спорить, обижаться, раздражаться и доказывать, что это не так. Просто время сейчас такое, не на кого положиться, все на нем, надо помочь, я же настоящий мужчина...и все в этом духе. Но на самом деле трудоголик, заключенный в границы своей зависимости, постепенно перестает слышать и чувствовать тех, кто находится по ту сторону. Жалобы, попытки достучаться до него в лучшем случае вызывают чувство вины, в худшем - агрессию. На все, что мешает его погружению в работу, он реагирует эмоциональной глухотой и раздражением. От окружающих ему нужно одно: постоянное одобрение, поддержка его бешеной активности, подпитка ощущения собственной нужности и незаменимости. Степень его отклика, его сопричастности к миру, к людям вне работы - минимальна, а иногда совсем сводится "на нет". Постепенно он становится неспособным вообще к сопереживанию, но зато очень способен к переживаниям...по поводу работы и себя в этой работе.
Это не значит, что трудоголик не может поговорить на отвлеченные темы, но через какое-то время его разговоры все равно сводятся к работе. Только в работе и в разговоре о работе он черпает энергию, интерес, душевный подъем. Как наркоман - он всегда и везде ищет свою дозу. Даже отвлекаясь на что-то, в играх с детьми, на пляже, в театре, с любимой, в гостях или с друзьями, он находится под воздействием этой зависимости, не умея полностью отключиться и расслабиться. Вся другая жизнь вне сферы работы, в которую он жестко заключен, идет как состав поезда, мимо. Вместе с людьми, когда-то бывшими для него дорогими и любимыми. Разводы у трудоголиков - очень частое явление. Потеря душевной и эмоциональной связи с детьми, разрыв с друзьями, уход любимых - это то, что сопровождает трудоголика на жизненном пути. Если это можно назвать путем, конечно, а не точкой фиксации. При этом он склонен обвинять в непонимании окружающих. Если они еще вызывают в нем какие-то эмоции. Иногда он настолько "отрезан" эмоционально, что даже потери близких не вызывают в нем сильного отклика. Не побоюсь сказать, что внутри себя они могут чувствовать облегчение - сваливается с плеч задача быть кому-то должным. Можно полностью отдаться своему наркотическому дурману - работе. Происходит некое раздвоение внутри человека - с одной стороны, ему жаль, он хорошо понимает, что теряет что-то важное...вроде бы...но работа - это его жизнь, и это важнее. Как наркоман, который вроде бы и любит родных и друзей, вроде бы все понимает в минуты просветления, может быть даже ему жалко страдающих людей, да и логика говорит, что в чем-то он, по-видимому, не прав, но все равно раз за разом принимает дозу, погружаясь в единственный, по настоящему ценный, смысл своего существования - в работу.
Если трудоголик по какой-то причине не может полностью погрузиться в работу, если вдруг вынужден находиться в состоянии отдыха, "простоя", то его накрывают тягостные ощущения, раздражение, депрессия. Ломка. Ломка, если он "отключен" от работы. По его ощущениям, он тогда "отключен" от самой жизни. Он всегда напряжен, всегда тревожен, его преследует страх неудач и провалов. Он должен быть нужен, должен быть незаменим. Трудоголик всегда предъявляет к себе повышенные требования, внимателен к мелочам и упрям. Подходя к завершению какого-либо дела, испытывает беспокойство, а по его окончании стремится сразу погрузиться в другую деятельность.
Совершенно понятно, почему таких людей сопровождают различные заболевания. Чаще всего те, которые происходят от постоянного напряжения, тревог и депрессии, то есть - язвы, гастриты, бессонница, головные боли, инфаркты. Многие для расслабления начинают злоупотреблять алкоголем, перееданием и избыточным курением.
Трудоголизм может быть совместим с карьеризмом, а может быть и нет. Если трудоголик является еще и карьеристом, то ему доставляет удовольствие как сам процесс работы, погруженность в нее, так и поднятие по карьерной лестнице. Поднимаясь по ней, он еще более ощущает свою нужность, значимость и правильность выбранного пути. Если у трудоголика отсутствуют карьерные амбиции, то ему более важен сам процесс, чем признаки достижения цели. Он может как полностью принять и согласиться со своей "формой бытия", даже не пытаясь кому-то объяснить свою чрезмерную любовь к работе, так и пытаться находить оправдания, для окружающих и для себя.
Причины трудоголизма, как и почти все психологические нарушения, кроются в детстве или ранней юности. Об этом можно писать много и долго, каждый случай индивидуален, и в то же время обладает общими закономерностями. Трудоголизм обычно проходит те же стадии, что и любая другая зависимость - скрытую, острую и хроническую. И как любую другую зависимость, чем бы она не была вызвана, ее сначала надо увидеть и признать. Если трудоголик все же решит однажды изменить свою жизнь.
работа,
психология личности,
трудоголизм,
психология,
отношения,
трудоголик