Глобал Я или Школа Чудес. Авторская методика.

Dec 15, 2015 00:53

Оригинал взят у malysheva_nv в Глобал Я или Школа Чудес. Авторская методика.
Зачем я разрабатываю эту методику, как она работает (мое видение) и области (и ограничения) ее применения.
Кратко сам ход (один из вариантов) я описывала.
"Глобал Я" - рабочее название, пока не назвалось как-то иначе и возможно точнее. Одной из целей, которые я ставила - создать некий целостный и универсальный подход (инструмент), позволяющий работать с практически любым запросом.
Мне хотелось интегрировать некоторые методы психологической работы, чтобы во-первых из запроса сформировать намерение и отправить его в ту область бессознательного, откуда возможно получить послание, направляющее процесс к решению.
Во вторых - войти в контакт с собственными психическими структурами, в первую очередь с ресурсами чтобы плавно обойти сопротивления и войти в контакт с предсознательной областью психики, получить некие (пока аморфные) потоки информации и запечатлеть их (на бумаге красками).
В-третих, используя проективную способность воображения, выделить из хаотичных потоков некие основные "потоки" в виде "фигур" "объектов", "персон" или "персонажей" и отношений между ними.
И наконец, исследовать поле и процесс взаимодействия этих "фигур" и получить пришедшее решение, которое возможно получить как методом расстановки, так и другими известными методами.
В основу методики я стремилась заложить принципы: клиентцентрированность; процессуальность (следование процессу клиента); доверие интуиции участников на всех этапах и передоверие от рацио к бессознательной области психики клиента и пространства того, чтобы процесс в стадии завершения привел к выполнению запроса (не знаю как это выразить короче); высокую экологичность (в первую очередь для клиента). Далее на каждом этапе, я подробнее покажу где и как воплощались эти принципы.
Я ставила целью, чтобы сама методика была такова, чтобы помогать обеспечивать эти принципы.
Обычно эти принципы обеспечиваются высоким профессионализмом ведущего. Я предполагаю, что методика может ведущему помогать в этом. Так например опытный шрифтовик от руки напишет все ровно и красиво. А не очень опытный, чтобы достичь подобного результата, может воспользоваться трафаретом. Так вот методика по моей задумке может быть таким инструментом.

Теперь анализ материала, который накопился в ходе апробации методики.

1-й этап. Работа с запросом, как с намерением.
Что я здесь добавила, так это то, что сами запросы были записаны и фактически (ритуальное действие) помещены в область "за границей" видимости (сознания).
Прояснение запроса шло скрыто. То есть ни терапевт, ни участники группы так и не узнали самой сути запроса, а у клиента запрос прояснялся и получил возможность быть должным образом сформулированным.
Я и на последующих этапах планировала вести работу в клиент-центрированном ключе. То есть так, чтобы клиент обладал намного большей определенностью в собственном процессе, чем ведущий и участники. Это помещает клиента в центр процесса, а экология для него возрастает.

Другие же участники группы могут чувствовать себя фрустрированными из-за неудовлетворенности любопытства, которое направлено на снижение тревоги, степени неопределенности, и далее фрустрированность может порождать скуку, поскольку участникам может становиться неинтересно. Я вполне осознаю эту опасность, однако, я считаю это вполне допустимым. Поскольку, не получая подпитки на уровне любопытства, внимание участников начинает прочнее осваиваться на уровне наблюдения, на уровне чистой феноменологии. Что способствует развитию интуиции, личностному и профессиональному росту участников.
В похожей ситуации оказывается и ведущий на заключительных этапах, но, справляясь с ней, получает те же бонусы.

2-й этап. Направленная визуализация.
В ходе которой мы вошли в легкое трансовое состояние и контактировали с ресурсами, представленными стихиями: земли, воздуха, воды и света. Также в визуализации преследовалась цель задействовать по-возможности основные модальности восприятия (визуальный, аудиальный, тактильный и кинестетический), а также войти в контакт с основными структурами собственной психики. Где дом символизировал личностные структуры, подвал - подсознание, а туман - пограничную область между подсознанием и сверхсознанием, куда мы и отправили запросы. Там они найдут свое решение, которое мы получаем на последующих этапах.

3-й этап. Работа с красками на бумаге
Я умышленно отказываюсь здесь от слова "рисунок". Поскольку рисунок предполагает запечатление форм. Здесь же задача прямо противоположная. Довериться руке, которую двигают потоки информации, идущие через тело (проводника из бессознательной области психики).
Таким образом каждый получает максимально подходящий экран для проецирования, доверие которому максимально, поскольку он иключительно "собственного производства".

4-й этап. Проецирование.
Узнавание неких образов в цветовых пятнах и выделение их из фона также совершается каждым участником самостоятельно. Далее, при работе в парах, участники получают позитивную обратную связь, что еще более увеличивает доверие образам (раз уж и окружающие их узнают), то есть энергия образов уплотняется, обнаруживаются некие связи, отношения между ними, что является предвестником процесса проявления некоего сценария, сюжета. Важным моментом является точное называние фигуры, потому что "имя" определяет либо функцию, либо принадлежность к чему(кому)либо и определяет динамики "сюжета". Абстрактные имена оставляют больше свободы, однако иногда задают специфические рамки. В имени, и в том, что о фигуре говорит клиент, как в семени уже заложен будущий процесс.
На этом этапе для опытного психолога уже более, чем достаточно информации о психоконституции клиента и возможных процессах. Так, например, именно здесь уже можно видеть направит ли процесс клиента к травме. И в зависимости от наличия или отсутствия соответствующего опыта у терапевта(ведущего), можно предпринять некие меры для повышения экологии и предотвращения ретравматизации клиента. Однако, это тема обширная, и она выходит за рамки данного анализа.

На этом этапе возможны варианты дальнейшей работы. Так, например для индивидуальной работы подойдет процессуальный подход, когда каждая фигура осваивается во всех возможных модальностях. Также здесь уместно работать сказкотерапевтическими методами.
Групповая же работа позволяет далее работать психодраматически или методом расстановок.

5-й этап. Проявление сценария.
Расставив фигуры, мы наблюдаем разворачивание сценария, видим (по заместителям, клиенту и полю) ведет ли процесс к решению запроса, или зацикливается, или ведет в черезмерно травматические переживания. Тут, безусловно, ведущему необходим соответствующий опыт. И в зависимости от этого, здесь уместны некие директивы и интервенции со стороны ведущего.

6-й этап. Освоение опыта.
Опыт, полученный клиентом и участниками нуждается в осмыслении и освоении. И тут я не предлагаю ничего нового. Здесь идет работа как на завершающей стадии сессии.
Имеются признаки завершенности, полного совпадения решения с запросом. Но даже если работа относительно запроса не попала "в десятку", то важно, помочь участникам предотвратить обесценивание опыта, и наоборот по возможности наиболее полно его извлечь.

По чудесному стечению большинство работ приводит к тому, что запрос как нельзя более точно выражается в финале. И даже при том, что конкретно про него никто, кроме клиента не знал. Да и клиенты, поглощенные процессом, про него уже не вспоминали.
В нашей группе некоторые отметили, что запрос тем или иным образом начал воплощаться уже после 2-го этапа (между встречами). Посмотрим какова будет "плотность чудес на душу населения" на этот раз.
А сейчас я открою этот маленький секрет. На самом деле с помощью этой методики мы тренировались в волшебстве:) И вроде неплохо получается.:))) Так что еще одно название нашлось.

Чудо невозможно сделать, но если нащупать некие правила, соблюдая которые получается создать условия для того чтобы чудо сотворилось, оно таки да, чаще происходит, чем не.

арттерапия, авторская методика

Previous post Next post
Up