Писать на доске

Oct 18, 2022 23:11

В студенческие годы я решил посвятить себя научной работе. Не последнюю роль в этом решении сыграла личность потенциального руководителя, чьи лекции по механике жидкости и газов я до сих пор считаю эталонными. Как-то после занятия я подошел к нему и попросился в ученики. Он оценивающе на меня посмотрел, дал какую-то задачу и велел приходить через несколько дней на его основное место работы - в институт проблем механики.

В назначенный день в девять утра я с решенной задачей был на месте. Оказалось, что обитает он в кабинете площадью метра четыре, заваленном книгами и журналами на разных языках, бумажными папками с потрепанными тесемками и стопками исписанных формулами листочков. “Куртку не снимайте, - распорядился он, - в наше время в храмах науки зимой почти не топят”. И правда, было весьма свежо. “Чаю хотите?” “Нет, спасибо”, - просипел я, в ужасе от того, что он подумал, что я могу пить тут чай, как в обычной жизни. “Ну, рассказывайте”.

Накануне я потратил немалое время, чтобы красиво расписать решение. Своего принтера, да и компьютера, у меня не было, но зато почерк был прекрасный. Я с гордостью достал тетрадку и раскрыл на нужной странице. Он даже не взглянул туда и сказал: “Идите к доске, берите мел и пишите”. Одну из стен действительно занимала обычная школьная доска. “Может, я лучше так расскажу?” - спросил я. “Пишите, а не спорьте”, - сухо сказал он.

Я еще со школьных времен ненавидел ощущение мела на пальцах, но делать нечего - начал писать. “И вслух объясняйте мне каждый этап решения”, - добавил он, удобно устраиваясь в кресле. Было непривычно писать и рассказывать о том, как ты думаешь.

Минут через пять я понял, что в моем решении есть ошибка. Он остановил меня и спросил: “Понимаете, в чем проблема?” “Да.” “Сейчас сделать верно сможете?” “Да.” “Тогда вперед.”

Следующие пару лет института и три года аспирантуры прошли примерно так же: я стоял в его кабинете у доски, он сидел в кресле и, как удав, следил за движением мела. Иногда он останавливал меня и выходил курить, что выглядело символическим жестом - курил он тут же, в коридоре, прямо перед открытой дверью в кабинет, и дым от “Явы” или еще какой-то дешевой дряни все равно заполнял это небольшое пространство.

Прошли годы, я занимаюсь не математикой, а управлением. Время от времени учу какой-нибудь менеджерской штуке взрослых людей. И опыт показывает, что единственный способ чему-то научить - повесить доску и заставлять на ней писать. Можно даже маркером, как-никак двадцать первый век на дворе. Можно ли научить чему-то, показывая красивые слайды? Нет. Можно ли ограничиться только прослушиванием вебинаров? Нет. Можно ли разобраться в чем-то без карандаша в руках? Нет.

Обучение работает только тогда, когда есть учитель и ученик, который что-то пишет на доске. В процессе возникает диалог, ученик что-то понимает. И ровно так же рождаются новые идеи. Они не рождаются от просмотров ролика на ютюбе или пролистывания презентаций в пауэр поинте.

Хотите учиться - берите мел и ищите того, кто будет вас слушать.

Тут можно подписаться на мой телеграм-канал

воспоминания, восприятие информации, обучение, образование, управление проектами, научный подход, менеджмент, управление

Previous post Next post
Up