Однажды, в двадцатых годах двадцатого же века, девушка, которую вы видите на фото и имя которой Блюма Зейгарник, сидела со своим научным руководителем, знаменитым психологом
Куртом Левиным, в берлинском кафе. К ним подошел официант и принял заказ из нескольких блюд, ничего не записав. Психологов это удивило, и, когда официант принес заказ, они поинтересовались, как ему удается запомнить столь сложный набор блюд. Официант пожал плечами и сказал, что никогда ничего не записывает, но хорошо запоминает. Тогда психологи спросили, какие блюда заказали посетители кафе, сидевшие за этим столиком до них. Официант попытался вспомнить, но не смог. Психологам показалось, что это интересный феномен, и они решили в нем разобраться. Почему официант забыл выполненный совсем недавно заказ, но помнил еще не исполненный?
Они сформулировали гипотезу: человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные.
В ходе экспериментов, которые проводила Зейгарник, двум группам испытуемых предлагалось решать задачи, но первой группе не давали закончить решение некоторых из них под предлогом нехватки времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились, и выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев люди помнили о задачах, которые им не дали завершить. Этот психологический эффект получил название эффекта Зейгарник.
Кто и как может использовать этот эффект? А вспомните, чего все мы ждем этим летом.) Ну конечно, ну конечно, мы хотим узнать, убьют наконец-то Теона Грейджоя или пока нет. ) А как там наш
Тирион? Создатели всех сериалов с удовольствием эксплуатируют результаты эффекта Зейгарник.
То же делают и те, кто вываливает нам заголовки новостей и заставляет жать кнопку "Подробнее".
Но гораздо интереснее то, что происходит при работе в проектах. Во-первых, эффект Зейгарник подтверждает
недопустимость многозадачности - мысли о незавершенных задачах не дадут работать продуктивно над новыми, а вся методология Канбан (скоро я доберусь и до рецензии книжек на эту тему, незавершенность этой задачи не дает мне расслабиться) построена, в частности, на минимизации числа незавершенных задач.
Во-вторых, если человеку тяжело взяться за большой проект, то достаточно начать, и мысли о незавершенности задач помогут получить результат. И это одна из причин, по которой все методологии разумно предлагают "начать хоть с чего-то, а дальше втянетесь".
В-третьих, есть способ повысить личную эффективность в учебе. Достаточно не завершать чтение книги, учебника или овладение каким-то навыком, и поддерживать эту незаконченность некоторое время. Это даст дополнительную мотивацию и позволит лучше усвоить материал.
То же касается и решения любой задачи. Скажем, Хемингуэй в одном из интервью рассказывает об успешном применении эффекта Зейгарник в писательском труде:
- Когда я работаю над романом или рассказом, то пишу каждое утро. Начинаю как можно раньше, с первыми лучами солнца. Никто не мешает, прохладно, даже холодно, но начинаешь писать и понемногу согреваешься. Останавливаешься тогда, когда не все выжал из себя, и знаешь, что должно произойти дальше. Носишь в себе это продолжение, переживаешь его до следующего дня, пока снова не берешься за перо. Начнешь, скажем, в шесть часов утра и работаешь до полудня. Когда кончаешь, чувствуешь себя одновременно и опустошенным, и наполненным до краев, как это бывает после встречи с любимой. И уже ничто не может иметь значения для тебя до наступления следующего дня, когда ты снова принимаешься за работу. Труднее всего дождаться этого следующего дня.
- И вы можете принудить себя оторваться от письменного стола, хотя ваши мысли целиком во власти того, над чем работаете?
- Конечно могу. Нужна известная дисциплина, и она вырабатывается.
Кстати, есть еще весьма интересное свойство у эффекта Зейгарник, и свойство это чрезвычайно важно не только для менеджеров проектов, но и для всех участников проектной деятельности. Оно заключается вот в чем.