Волею судеб присутствовал давеча на внутрикорпоративном тренинге по коммуникациям, в частности -
по подготовке презентаций. Ну совсем внутрикорпоративном: тренер - сотрудник компании, причем он не профессиональный тренер и даже не специалист в области презентаций (хотя он нередко делает их для руководства). Просто сотрудник, которого компания по каким-то понятным ей (но не мне) причинам развивает как тренера.
Тренинг был устроен несколько странно (а уж поверьте, я понимаю, о чем говорю): его лейтмотивом было что-то вроде "главное - это не раздражать топ-менеджмент". Оказывается, у выступающего с презентацией работника имеется сто и один гарантированных способов вызвать раздражение у начальства. Один топ-менеджер не любит оранжевый цвет, поэтому не надо использовать его в слайдах. Другой топ-менеджер любит, когда известен источник каждой цифры на слайде, и для этого надо внизу писать длинную сноску с пояснением, что делает слайд похожим на первую главу "Войны и мира". Главный финансист требует, чтобы отрицательные числа выделялись не знаком "-", а заключались в круглые скобки: не -0.3, а (0.3). Есть такие бухгалтерские правила, но приличные-то люди ни в чем не виноваты вроде бы. ) Кто-то из топов питает отвращение к определенным видам диаграмм, у кого-то повышается давление от шрифта с засечками... В общем, тренер все это собрал в одну пахучую кучу и вывалил на голову ничего не подозревающей аудитории. Ну да ладно.
С каждого подобного мероприятия, сколь бы странным и бесполезным оно ни было, я стараюсь вынести хотя бы один, а лучше два-три практически полезных совета, не зря же я там присутствовал. И даже здесь получилось, хотя новизной они не блещут, но вдруг кому пригодится?
Совет первый: если вы сделали презентацию, уделите особое внимание названиям слайдов. Они должны емко и точно описывать содержание слайда. В идеале, заголовки должны быть такими, чтобы, прочитав только их, стала понятна основная идея презентации. В консалтинге это называется action titles.
Совет второй: подготовку презентации начните не с плана, а со storyline: нарисуйте линию, на которой в хронологическом порядке разместите основные мысли и идеи вашего выступления, а затем для каждой значимой сделайте слайд.
Совет третий: слайды лучше сначала рисовать не в программе для подготовки презентаций, а на storyboard - листе формата А3, разделенном на квадратики, каждый из которых - слайд. Рисовать макеты лучше простым карандашом. Что важно, это не только и не столько метод создания презентации, сколько инструмент обсуждения и согласования. Можно и нужно приучить к такому формату того, с кем вы обсуждаете эту презентацию, что сильно сэкономит ваше время (карандашом на бумаге рисовать гораздо быстрее, чем в пауэр поинте).