8 мифов о бизнес-тренингах

Jun 04, 2015 13:41



Современный мир устроен так, что постоянно нужно учиться. Если процессы обновления знаний и обретения новых навыков для вас еще не стали естественными, то вы скоро окажетесь на карьерной обочине или в зарплатном кювете. ) Одна из самых распространенных технологий обучения взрослых людей - бизнес-тренинги. Оговорюсь сразу: в это понятие я включаю и развитие узкопрофессиональных умений, и совершенствование более общих навыков - способность вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, эффективно управлять рабочим временем и т.д.

К сожалению, кажущаяся легкость овладения этими общими навыками привлекла в профессию немало людей, которые не могут научить ничему полезному, или, что хуже, могут, но не хотят. Это породило определенные мифы относительно бизнес-тренингов - они просты и комфортны, но совсем не полезны для развития.

Миф 1. Тренинг - пустая трата времени.

Я называю это "синдромом старого инженера" - есть определенная категория людей, которые отрицают тренинг как способ обучения, утверждая, что уже получили все необходимые для жизни и работы знания в политехническом институте в 1972 году. На самом деле, следует воспринимать тренинг как инвестицию, причем инвестицию долгосрочную - вкладывая ресурсы в получения полезного навыка, есть хорошие шансы успешно применить его в будущем. Вообще, в любой игре, в любом виде деятельности, включая предпринимательскую, идея пожертвовать сегодня малым ради получения в будущем чего-то большого - проста и естественна.

Миф 2. Полезный в работе навык нельзя отработать на тренинге - времени очень мало.
Среднестатистический тренинг длится один-два дня. "Этого времени крайне мало для выработки навыка!", - уверенно говорят критики бизнес-тренингов как способа обучения взрослой аудитории. На самом же деле, тренинги нужны не только для выработки навыка "как делать", но и для навыка "как делать ни при каких обстоятельствах не следует". А на такой навык времени уж точно достаточно, даже если тема сложная и объемная. Так что если после тренинга вы (или ваши сотрудники) какую-нибудь систематическую глупость перестанете совершать - уже хорошо.

Миф 3. Все бизнес-тренеры - жулики и шарлатаны.
Это не так. Процент низкоквалифицированных или нечистых на руку тренеров примерно такой же, как в любой профессии. Количество высосанных из пальца, пустых и бессмысленных тем тренингов - примерно такое же, как и в любой сфере. Просто тренеры могут быстрее реагировать на массовый запросы и модные тенденции. Стала в корпоративной среде модной геймификация - пожалуйста, вот вам тренинг. Заинтересовались массово люди тем, как зарабатывать, не работая, - да не вопрос, вот вам серия вебинаров. Вдумчиво подходите к выбору темы и ее практической пользе.

Миф 4. Тренинг - это не работа, это такой вид отдыха.
Это распространенный миф в среде наемных работников, которых направили на корпоративный тренинг. Я рекомендую им задуматься, сколько денег вложила компания в их обучение и попытаться ответить на главный вопрос: а зачем это компания отвлекает меня от повседневных обязанностей и вкладывает ресурсы в мое развитие? Наверно, она рассчитывает, что вы чему-то научитесь и сможете использовать новые знания на благо компании. Тренинг - это такая же работа, как и ваши повседневные обязанности. Это не время расслабиться. Это время напрячься. Если вас не вдохновляет идея о пользе для компании, задумайтесь о пользе для себя - от формальной пользы в виде сертификата или строчки в резюме до неформальной - в виде повышения вашей стоимости на рынке труда. Тренинг - это серьезно.

Миф 5. Работа важнее тренинга.
Это следствие предыдущего мифа и еще одно проявление синдрома старого инженера. Какой бы аврал ни случился на работе в ваше отсутствие, как бы ни "горели" ваши проекты - ничто не должно отвлекать вас в эти два тренинговых дня. Либо вообще не ходите на тренинг, либо сосредоточьтесь только на нем. Тренеру-то все равно, он деньги получит, даже если вы не придете, вы о себе подумайте. Тренинг, повторюсь, - это серьезно.

Миф 6. Выбор тренинга и тренера для компании можно поручить низкоуровневому сотруднику.
Этот миф распространен в среде высокого начальства, в первую очередь. На самом деле, есть задачи, которые можно делегировать, а есть те, которые никак нельзя. К числу последних относится и обучение сотрудников. Риторический вопрос: кто заинтересован в обучении сотрудников? Руководство, разумеется, - обученный сотрудник работает эффективнее необученного. Для некоторых специальностей это означает рост выручки компании, для других - экономию денег. Кто должен принимать решение об обучении и выборе тренера? Руководство, по вышеуказанным причинам. Что же делает руководство? Оно отправляет эту задачу вниз. Хорошо если делегирование происходит на уровень HR-директора. Гораздо хуже, если сначала задача спускается на уровень начальника крупного подразделения, потом мелкого, а потом попадает и вовсе к обычному рядовому сотруднику. И тут уже лотерея. Либо он хочет учиться, развиваться и готов работать с этим тренером (или объяснить начальству, почему ему тренер не нравится), либо у него есть миллион дел, которые, как он считает, важнее, так что не до глупостей, и идея обучения загибается на старте. В принципе, в моей сфере еще неплохо - большинство "проектных людей" любят учиться. И то не все - зарплату им от этого сразу не повысят, а работать, возможно, придется по-новому.
Есть еще нюанс. Начальство частенько жалуется на своих сотрудников: дескать, пока они работают с небольшими контрактами, все хорошо, но стоит им дать контракт многомиллионный, они начинают жутко "тупить" - нули вводят их в ступор. Так же и с тренингами бывает: рядовой сотрудник просто не может понять, почему стоимость двухдневного обучения для полутора десятков человек сравнима с его месячной зарплатой.
В общем, когда топ-менеджер делегирует такие вопросы вниз, скорее всего, внизу все и останется.

Миф 7. Нельзя никак убедиться заранее, подходит ли мне (или моим сотрудникам) этот тренинг и тренер.
Это не так. Приличный тренер всегда готов провести небольшой пробный тренинг за очень маленькие деньги (или вообще бесплатно). Скажем, многие мои корпоративные тренинги начинаются с двухчасового семинара - компании интересно понять, подхожу ли я как тренер для их сотрудников, а мне интересно оценить уровень будущей аудитории.

Миф 8. Главное в тренинге - чтобы тренер был прекрасным профессионалом.
К сожалению, это не так, и это один из самых опасных мифов. Тренер может быть прекрасным специалистом, у него может быть хороший тренерский продукт, но может просто не сложиться "химия" взаимодействия. Обеим сторонам должно быть комфортно работать, иначе время и деньги потратятся впустую. Пример: сейчас появилось немало тренеров, работающих в жесткой, агрессивной манере. Так они выводят аудиторию из зоны комфорта, продавливают ее, провоцируют выплеснуть энергию и начать меняться. Иногда это очень здорово, но, к сожалению, этот подход работает не для всех. Кому-то он нравится, кто-то категорически его не воспринимает. Это нормально - знания должны усваиваться наилучшим образом, не все таблетки одинаково полезны. )

Легкого выбора и новых знаний вам. )

тренинги, качество, управление проектами, начинающим, тренеры, наставники, менеджмент, мифы

Previous post Next post
Up