"...я прощу вас принять от меня в дар сей скромный букет первоцветов-скобок : (((()))). При этом речь идет не о каких-то цветистых украшениях текста, а скорее о том, чтобы эти мои кривульки помогли вам понять: насколько я хром и косолап душой и телом, когда пишу эти строки".
Дж. Сэлинджер
Смайлики давно и прочно вошли в наши виртуальные коммуникации, но можно ли использовать их в деловой переписке при общении с коллегами, непосредственным руководителем, топ-менеджерами компании, клиентами?
Кто-то убежден, что смайлики в рабочих письмах неприемлемы, - это знак неуважения к собеседнику, они показывают несерьезность намерений и свидетельствуют о неумении выразить мысли и эмоции словами. Другие же считают смайлики эффективным инструментом - они делают письмо более дружелюбным, создают неформальную позитивную атмосферу и помогают смягчить тон письма на неприятную тему.
Консультанты по деловому стилю письма рекомендуют придерживаться разумного правила: не надо использовать смайлики в письме начальнику или клиенту до тех пор, пока он не начнет использовать их в письме к вам, тем самым давая понять, что он не против поставить пару скобок. ))
Что до меня, то я частенько это правило нарушаю даже в первом письме клиенту (и даже в коммерческом предложении). Возможно, я не прав, но мне всегда казалось, что уважение лучше проявлять быстрыми и четкими ответами на вопросы клиента, минимизацией ошибок и опечаток в тексте и привлекательными ценами. )
Но вынужден признать - есть пара вопросов, на которые у меня нет однозначных ответов:
=> Я часто использую скобки для уточнения мысли (даже слишком часто, можно бы пореже). ) Если после скобки с точкой поставить смайлик, получается визуальная каша.
=> С одной стороны, смайлик - универсальный эмоциональный код. С другой, нет четкого стандарта его использования. Например, это одна эмоция или разные: ":-)", ":)", ")",
? И если одна, то какой вариант лучше?
=> Также нет четкого смыслового кодирования эмоций. Например, фраза:
Мы обязательно вышлем вам обновленное ТЗ в понедельник! )
Означает ли она "ты достал уже со своими вопросами, клоун, мы все пришлем скоро", или "мы сделаем все, чтобы успеть в срок, мы помним о тебе, не волнуйся!", или что-то еще?
В общем, осторожность не помешает - смайлик легко может сделать фразу двусмысленной и даже обидной. И, конечно, не стоит злоупотреблять их разнообразием - достаточно двух-трех видов смайликов, не надо предлагать вашему деловому партнеру загадки типа "(:(" или ":-[".
Ну а вы что скажете, друзья мои? Уместны ли смайлики в деловой переписке с человеком, которого вы не знаете хорошо? Станут ли когда-нибудь смайлики стандартом бизнес-коммуникаций? Использует ли ваш начальник смайлики, когда пишет вам?