Не устаю повторять: одна из огромнейших менеджерских проблем - неумение рассказывать о своей работе человеческим языком. Стоит задать вопрос по работе - и сразу на тебя валится железобетонный канцелярит.
Мне участники одного тренинга предложили версию, почему так происходит - люди просто не считают себя интересными. Объяснение мне это нравится, выглядит оно логично: гнездо канцелярита - окологосударственные службы, где излишняя индивидуальность не приветствуется. Наши люди в форме, даже в форме виртуальной, не склонны к общению с внешним миром (хотя, скажем, министерство обороны и МВД сделали огромные позитивные шаги в этом направлении). Если им приходится это делать, они не сильно озабочены качеством коммуникаций - не чувствуют своей значимости и не надеются, что могут быть кому-то интересны.
Эта культура естественным образом распространяется и на бизнес. Менеджер проекта с бюджетом несколько миллионов долларов так придавлен масштабом задачи, что ему не до человеческого языка. И он думает, что цифры и графики интереснее него. А это не так - именно он должен сделать их интересными для аудитории, не наоборот. Мы неинтересны сами себе - с какой стати мы должны быть интересны другим?
На западе все иначе, даже в силовой сфере. Сравните сайты
ФСБ и
ЦРУ - второй больше похож на промосайт Макдака, чем на представительство серьезной конторы, там даже kid's zone есть. Но главное - западных людей с детства учат, что они интересны (а в Израиле даже слегка перестарались с этим). Поэтому даже скучная менеджерская презентация в исполнении импортного управленца, по сравнению с нашей, - просто шоу, причем шоу на понятном всем языке. Да что там, у них даже математики умеют выступать перед аудиторией. ))
У нас тоже процесс очеловечивания идет (спасибо, спасибо, спасибо айтишным менеджерам!), но медленно. В школах-то до сих пор канцелярит, говорить и рассказывать почти не учат.
Как с этим бороться? Как можно чаще выступать, можно сначала перед зеркалом, записывать свою речь. Ну и классическое "расскажи о трудной для понимания проблеме старушкам на лавочке у подъезда" никуда не делось.