Продолжаем
начатый вчера разговор про эффект якоря. Эффект этот может стать довольно серьезной проблемой для менеджеров проектов. От него страдают команды, в которых работают люди одной профессии, примерно одной специализации, но неодинакового опыта и темперамента.
Представьте, что нужно оценить трудоемкость выполнения нескольких задач, и менеджер просит команду сделать это публично, чтобы для каждой из них получить несколько вариантов оценки.
Как мы видели, из-за эффекта якоря оценки будут зависеть от первой высказанной вслух.
Если высказывающийся первым человек, пользующийся авторитетом в команде, заявит, что задачу можно решить за пять дней, то остальные участники обсуждения подсознательно будут использовать эту оценку как отправную точку для своих оценок. Те, кто считал, что задачу можно сделать примерно за десять дней, подумают, что перестраховываются, и уменьшат свою оценку. Те, кто готов был предложить два дня на выполнение, почувствуют себя некомпетентными верхоглядами и увеличат оценку. Любопытно, что якорь тем тяжелее, чем влиятельнее человек, его использовавший.
Есть проблема и с излишне темпераментными членами команды - они склонны высказываться первыми, даже по задачам, в которых не слишком компетентны. Не будем также забывать, что, кроме влиятельности и темперамента, роль играет банальная политика - кому-то выгоднее дольше работать над задачей, кому-то, наоборот, удобнее дать заниженную оценку.
Все это превращает обсуждение и оценивание в бесполезную трату времени - можно потратить час времени команды и не приблизиться ни на шаг к адекватным оценкам.
К счастью, у проблемы есть решение. Называется оно "покер планирования" (planning poker), и пришло оно из мира программирования и методов гибкой разработки. К слову сказать, проблема пришла оттуда же.))
Идея покера планирования в следующем. Каждому участнику обсуждения выдается специальная колода карт, примерно как на картинке к посту. Когда менеджер просит дать оценки трудоемкости (или длительности) задачи, участники выбирают из колоды карту и кладут ее рубашкой вверх. По команде менеджера они переворачивают карты и показывают свои оценки. Авторов наибольших и наименьших оценок просят объяснить свой выбор. После непродолжительного обсуждения игра повторяется - до тех пор, пока не будет сильного расхождения в оценках (на практике редко бывает больше трех итераций). Технически игра устроена несколько сложнее, но о деталях покера планирования желающие могут почитать в огромной куче источников.
Качеству оценивания задач с помощью покера планирования посвящено немало работ, и результаты исследований говорят, что это неплохой метод, оценки получаются весьма точными. Что важно - применим покер для любой сферы деятельности, не только для мира ИТ. Он не только позволяет избежать влияния эффекта якоря, но и дает возможность команде пообщаться, обсудить суть рабочих задач, что не менее ценно.
Попробуйте, вам понравится. )