Продолжаем вместе изучать интереснейшую для грамотного менеджера тему - человеческое вранье.
Оказывается, в психологии и экономике для описания его причин нередко используется так называемая модель SMORC (Simple Model of Rational Crime) - "простая модель рационального преступления". Суть ее в том, что склонность к обману (и вообще - к преступлению) рационализируется - дескать, человек, которого ставят перед выбором, взвешивает все "за" и "против" и выбирает наиболее выгодную для себя стратегию, пусть даже и нечестную.
По мнению автором модели, SMORC базируется на 1) оценке выгоды человека от мошенничества, 2) оценки возможности быть пойманным и наказанным, 3) оценке серьезности наказания в случае поимки.
Из этой модели вытекают способы реакции на преступления. Как борются компании с мошенничеством сотрудников, воровством на рабочих местах, неверным отражением командировочных расходов в отчетах, завышениям отработанных часов и т.д.? Очень просто - вводят систему наказаний и ужесточают контроль за поведением сотрудников.
Но все не так просто. Например, исследования
Дэна Ариели показывают, что вранье иррационально в гораздо большей степени, чем принято думать, сильно зависит от конкретной личности, и потому вышеописанные способы борьбы с ним малоэффективны. Вместо тотальной системы ограничений и наказаний предлагается использовать иной метод - сотруднику следует напоминать о моральных стандартах в момент искушения.
Утверждается, что это работает даже тогда, когда определенные моральные кодексы не являются частью нашей личной системы убеждений (читай - спущены сотруднику сверху). Основной прививкой является не столько содержание морального кодекса, сколько факт подписания его человеком.
Что скажете? Будет работать в вашей компании? )