«Защищать интересы своего руководителя - это не принцип и не убеждение. Это навык.
Этому нужно учиться так же, как ездить на велосипеде или завязывать шнурки.
И я учился»
Я никогда не пишу рецензию на книгу сразу после прочтения (исключения составляют безусловно плохие книги). Мне важен не только сиюмитный эффект от полученной информации, но и послевкусие, а на его ощущение необходимо время. За несколько дней или недель все укладывается на нужные полочки, у меня формируется окончательное впечатление от прочитанного, полная картина текста, и я могу его оценить.
Книга
Максима Батырев «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя» - тот редкий случай, когда я однозначной оценки дать не могу.
Если вкратце, то это опыт человека, выраженный в 45 правилах, которые автор называет татуировками, ибо они навсегда украсили его закаленное в менеджерских боях тело (даже на обложке книги автор называет себя не иначе как «Максим "Комбат" Батырев»).
Автор пришел работать в отдел продаж в компанию с немного странным для меня названием "Что делать Консалт", занимающуюся продажами настольных справочных систем, и трудился в ней долгие годы, пройдя путь от продавца до топ-менеджера.
Вот эти "татуировки":
1. Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои
2. Читайте, осмысливайте. Тренируйте главную мышцу
3. Отказывайтесь от неверных стратегий - это проявление силы
4. То, что очевидно для вас, не очевидно для других
5. Ищите сильных, слабые прилипнут сами
6. Каждого можно простить за ошибку (при определенных обстоятельствах)
7. Не делайте работу за подчиненных
8. Не вступайте в переговоры с террористами
9. Клиенты - наше всё
10. И даже в кабаке вы - менеджер!
11. Не работайте с моральными инвалидами
12. Называйте вещи своими именами
13. Делайте то, что проповедуете
14. Стая копирует вожака
15. Добро должно быть вознаграждено, а зло наказано. Всегда.
16. Учить - лечить - мочить
17. Развивать нужно не слабые, а сильные стороны
18. Сильные уважают только силу
19. Усиливают команду только единомышленники
20. Не обсуждайте принятые решения с подчиненными
21. Признание специфичности смерти подобно
22. Хвалите людей
23. Не рассчитывайте на людскую благодарность
24. Команду создает только общее делание
25. Менеджер должен быть крайним
26. Время важнее идеальности
27. Защищайте интересы своего руководителя
28. Люди будут делать, когда легче сделать, чем не сделать
29. Выращивайте людей - это ваша главная цель
30. Любая ваша идея может быть подвергнута сомнению
31. На фиг аналитику во время кризиса
32. Справедливости не существует
33. Сначала боремся со следствиями, потом с причинами
34. Каждый отвечает за себя
35. Коучинг в бизнесе - зло
36. Будьте последовательны: вас начнут отжимать
37. Не верьте людям мечты, верьте людям цели
38. Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторону
39. Любые ваши слова могут стать задачей
40. Единый понятийный аппарат улучшает управляемость
41. Дисциплина - мать победы
42. Меняйте слабых на сильных
43. Делайте больше, чем нужно
44. Не бойтесь, когда вы один. Бойтесь, когда вы ноль
45. Всегда помните: однажды вас уволят
Общий настрой книги и то, как автор себя позиционирует, хорошо иллюстрируется отрывком из Джерома К. Джерома:
Гаррис сказал, что лично для него всегда было загадкой, как это люди ухитряются страдать морской болезнью, Что все это сплошное притворство, что он часто хотел тоже заболеть, но ему так и не удалось.
Потом он стал рассказывать нам истории о том, как он пересекал Ла-Манш в такой шторм, что пассажиров пришлось привязывать к койкам, и только два человека на борту - он сам и капитан корабля - устояли против морской болезни. Иногда теми, кто устоял против морской болезни, оказывались он сам и второй помощник, но неизменно это был он сам и кто-то другой. Если же это были не он сам плюс кто-то другой, то это был он один.
Примерно так же Максим описывает свой опыт работы - он всегда оставался на коне и во главе, а все его провалы описаны так, что понимаешь: даже в неудаче он молодец, сделал правильные выводы и вырос как управленец.
Еще интересный момент: для автора понятие "менеджер" - не столько "управленец", сколько "лидер" или даже "вожак". Отсюда и описание подчиненных как "стаи", тяга к жестким методам воздействия на них и проступающие время от времени замашки альфа-самца. Даже жесткий
Дэн Кеннеди на фоне Максима выглядит мягче.
Максим абсолютно уверен в истинности своего опыта и избегает полутонов: коучинг - зло, дисциплина - основа успеха, diversity - это не для нас и т.д.
При этом автор проповедует если не доброе, то точно разумное и вечное: менеджеру нельзя ограничиваться кнутом, нужен и пряник, чтение книг - обязательное условие развития любого сотрудника, совместная работа гораздо лучше сплотит коллектив, чем пьянка, задача руководителя - помогать сотрудникам расти, в том числе и в плане карьеры.
Итак, с одной стороны, перед нами книга отечественного наемного менеджера, написанная для отечественных (?) наемных менеджеров, что редкость. Несмотря на то, что опыт автора - опыт вертикального роста в продажах, он интересен и полезен. Я уверен, что во многом история автора близка и понятна среднестатистическому наемному менеджеру. Лично я нашел в книге несколько случаев, абсолютно идентичных случаям из моей личной практики. Да что там,
посмотрите хотя бы на татуировку № 7. ))
С другой стороны, подход автора к управлению сильно завязан на специфику компании и его роль в ней, на отсутствие опыта работы в других коллективах и других сферах деятельности. Возможно, автор не был бы столь безапелляционен в своих высказываниях, поработай он еще где-то.
Резюмирую: книга весьма неоднозначная, но я, тем не менее, рекомендую прочитать ее всем управленцам. Одни получат для себя удачную менеджерскую ролевую модель, которой смогут следовать, другие - наглядный пример того, каким менеджером быть не нужно.
P.S. Я не знаком лично с Максимом, но складывается впечатление, что он - человек слова (это важно, ибо подтверждает постулаты книги). Он обещает выслать всем желающим список книг и фильмов, которые считает полезными для развития менеджера. Я попросил его об этом - и он выслал в течение суток после просьбы.
Вам интересно? )