Джеральд Вайнберг «Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга»

Nov 21, 2014 14:41



Большую часть времени в мире ничего значительного не происходит,
сколь усердно ни трудились бы люди.

Когда клиенты не демонстрируют признательность за проделанную вами работу,
представьте, что они от нее в восторге. Но не забывайте, что это ваша фантазия, а не их.

В оригинале книга Джеральда Вайнберга «Закон малинового варенья и еще 103 секрета консалтинга» называется The Secrets of Consulting: A Guide to Giving and Getting Advice Successfully («Секреты консалтинга: как правильно давать и принимать советы»). Но это тот редкий случай, когда наше название отражает суть книги гораздо лучше английского.
У книги есть один недостаток - с ней очень непросто работать любителям выписывать цитаты, идеи, удачные мысли. Потому что тогда придется выписать процентов семьдесят текста, а это тяжело, поверьте.


Мне редко попадаются такие удачные книги. И дело даже не в приятном легком стиле изложения весьма серьезных вопросов (что я очень ценю в бизнес-литературе), и не в том, что книг про консалтинг не так уж много.
А в том, что внятное системное изложение личного консалтингового опыта дорогого стоит.

В довольно непринужденной манере Вайнберг ищет взаимосвязь между различными аспектами деятельности консультанта и формулирует ряд обощенных правил (он употребляет и слово "закон", но какие могут быть законы в консалтинге?). Правила эти хорошо описывают консалтинговую деятельность и дают читателю представление о том, как и почему должен действовать успешный консультант.

Возьмем, например, "Правило Руди о брюкве". Вайнберг рассказывает, как в тринадцать лет трудился сменным рабочим на складе супермаркета. Работая в разных отделах, он стал подмечать определенные законы функционирования магазина. Например, он обратил внимание, что покупатели сваливают жевательные мармеладки и банки с оливками, которые передумали брать, на прилавок за витриной для сигарет. Или что даже если молочные продукты с истекающим сроком годности выложить в первый ряд, их купят в последнюю очередь. Но больше всего он любил следить за брюквой. Тем более, что это было просто - брюкву никто никогда не покупал, и через некоторое время юный рабочий знал каждую из них в лицо, а некоторым выдающимся экземплярам даже давал имена. Брюква была не товаром, а обязательным элементом декора магазина.
И вот однажды менеджер Руди, управляющий продуктовым отделом, попросил Вайнберга о помощи - нужно было придумать, как на небольшой витрине разместить свежие овощи. Места для всех явно не хватало, и Руди спросил, нет ли у Вайнберга каких-то идей на этот счет. Это был явный запрос на консалтинговые услуги! Юный консультант раздулся от гордости: "Я заметил, что брюкву никто никогда не берет. Быть может, стоит убрать ее и освободить место для другого овоща?" Руди улыбнулся и сгреб всю брюкву в пустой ящик: "Отличная идея, парень!", - сказал он. Вайнберг был на седьмом небе от счастья. Руди посмотрел на освободившееся от брюквы место, на оставшиеся овощи, которые нужно было разложить. "Действительно, это была отличная идея, парень. А теперь скажи мне, какой из оставшихся овощей самый непопулярный?"
Ни один консультант не в силах избежать "правила Руди о брюкве":
Как только вы устраняете проблему номер один, проблема номер два тут же занимает ее место.
Как бы вы ни старались, у клиента всегда найдется для вас другая проблема. Если вы хоть раз давали консультации, то вы понимаете, почему это правило такое важное. ))

Для меня всегда книгой номер один по консалтингу была и остается великолепная работа Стивена Шиффмана "Руководство консультанта". Но она о том, как стать консультантом. Вайнберг же пишет о том, как быть консультантом, и тем прекрасно дополняет книгу Шиффмана.

Вайнберг рассказывает, как быть эффективным даже тогда, когда не знаешь, что ты делаешь; почему консультант должен мыслить парадоксально; как видеть то, чего не хватает в проекте и избегать ловушек; как безопасно внедрять изменения и что делать, если им сопротивляются; как вызвать к себе доверие; сколько брать за услуги и как их продавать. А еще отвечает на мучающий многих вопрос: почему консалтинг - это так сложно?

Автор считает, что это книга для консультантов и для тех, кто их нанимает. Это правда, но я бы слегка расширил ее позиционирование: это книга для тех, кто решает свои или чужие проблемы.

Резюме: отлично, рекомендую прочесть всем.

P.S. Кстати, Дмитрий Лазарев издает книги по принципу краудфандинга - каждый человек может стать соинвестором издательского проекта. Это не благотворительность - все получают за участие какие-то "печеньки", в данном случае - книги.

Вайнберг, консультанты, консалтинг, книги, инструменты, качество, управление проектами, секреты, менеджмент

Previous post Next post
Up