Формализация вопросов

Jan 24, 2007 12:28

Традиционный подход состоит в том, что высказывание - это повествовательное предложение, а не вопросительное или побудительное. А что же с вопросами и приказами? По этому поводу, может быть, потом надо будет написать отдельную главку в "логике для чайников", а пока в стиле "галопом по европам" для тех, кто понимает...

Read more... )

Логика

Leave a comment

Comments 31

alisarin January 24 2007, 10:13:13 UTC
Во!

Вопрос - это предложение стороне в коммуникации дополнить некую структуру (интерпретации) неким следующим элементом.
:)

Предложение - это вызов активности некоторого оператора. :))

Reply

psilogic January 24 2007, 10:33:01 UTC
да, естественно

и, кстати, вопросы являются частным случаем побудительных предложений.
побудительное просит (приказывает, молит) что-то сделать
вопрос просит (приказывает, молит) сделать вполне определенную вещь: поделиться информацией

Reply

alisarin January 24 2007, 10:37:09 UTC
Все прекрасно, но не стоит ли для таких форматов дополнить Булёву алгебру нек. специальными знаками. :)

Reply

psilogic January 24 2007, 10:56:59 UTC
а смайлик зачем? :)

Reply


Брошу свои пять копеек imfromjasenevo January 24 2007, 10:16:51 UTC
"Я хочу знать, чья это кошка." ->"Чья это кошка?"
более точно, а обратное не всегда верно.

Reply

Re: Брошу свои пять копеек psilogic January 24 2007, 10:30:58 UTC
почему обратное неверно?

Reply

oya_exclusive January 24 2007, 12:27:15 UTC
но ведь неизвестно, кто именно хочет знать, чья это кошка.
На мой взгляд, при такой трактовке мы привносим в исходное предложение нечто, чем там изначально не было

Reply

Re: Брошу свои пять копеек imfromjasenevo January 24 2007, 19:17:33 UTC
Потому, что напимер, когда спрашивают, "Какой черт тебя сюда принес?"
совсем не хотят узнать, какой черт тебя принес.

Reply


mp_gratchev January 24 2007, 12:02:37 UTC

Традиционный подход состоит в том, что высказывание - это повествовательное предложение, а не вопросительное или побудительное. А что же с вопросами и приказами?

Верно, "традиционный подход" именно в том и состоит, что к высказываниям относят лишь предложения, которым можно присвоить истинностные оценки "истинно" и "ложно" (в двузначной логике). Только обратите внимание, что грамматические категории вы признаете и называете: "повествовательное предложение", "вопросительное предложение", "побудительное предложение". Так почему же соответствующим логическим предложениям: "суждению", "вопросу", "побуждению", - вы отказываете в их классификации как видов обобщенной категории "высказывание"?

Что касается возможности переформулировки вопросов и побуждений в утвердительные высказывательные формы, то такая переформулировка не может служить основанием исключения самостоятельного логического значения категорий "вопроса" и "побуждения" (императива).

Reply

psilogic January 24 2007, 12:15:45 UTC
Это не я отказываю, это классическая логика отказывает. Я думаю, что их тоже можно формализовать, но не буду же я свое мнение высказывать как общепринятое. Это же учебник все-таки, хоть и неформальный.

Reply

mp_gratchev January 24 2007, 12:48:38 UTC

Это не я отказываю, это классическая логика отказывает.

Другими словами, при переходе к неклассической логике возможен вариант объединения суждений, вопросов и побуждений в один класс высказываний. И в этом случае, возражения с вашей стороны не последуют.

Reply

psilogic January 24 2007, 12:57:16 UTC
Конечно, возможен - лишь бы это было разумно сделано.

Reply


oya_exclusive January 24 2007, 12:30:52 UTC
когда я рассказываю о высказываниях, обязательно упоминаю, что хоть воспросительное предложение и не является высказыванием (за исключение риторических вопросов, кстати), зачастую в его основе лежит истинное суждение.
Например, "кто это стучится?" - "кто-то постучал"

Reply

psilogic January 24 2007, 12:36:30 UTC
Угу, есть такое дело. Например "вы уже перестали пить коньяк по утрам" - подразумевает, что "вы пили коньяк по утрам" - истинно и осталось выяснить только перестали или нет. В лингвистике, как рассказала мне marishkam это называется тема и рема, в НЛП - пресуппозиция.

Reply


gilrain January 24 2007, 15:32:35 UTC
вопросительные предложения корректнее было бы сводить к конструкции "я не знаю, [...].
при этом становится явным отличие обычных вопросов от риторических (для риторических полученное утверждение оказывается ложным).

Reply

psilogic January 25 2007, 10:10:07 UTC
"я хочу знать..." - в случае риторического вопроса как раз ложное.

Reply


Leave a comment

Up