ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА: НЕВИДИМАЯ ГРАНЬ МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И МИРОМ

Jun 13, 2014 01:33

С одиночеством может столкнуться каждый из нас. Но что делать родителям, которые переживают за своего одинокого ребенка? Проблема одиночества в подростковом возрасте - не слишком ли это рано?

- Максим. Максимка. Пора вставать, - тихим шепотом мама будила восьмилетнего сына в школу.

Мальчик сразу открыл глаза и сквозь пелену сна улыбнулся маме. Несмотря на солнечный день, в комнате было почти темно. Тонкая полоска утра смогла проложить себе дорогу только между слегка раздвинутых плотных штор. Оттуда же, из полуоткрытого окна доносились звуки сада.



Еще немного понежившись в уютном тепле оделяла, Максим поднялся и в полудреме побрел в ванну. За пять минут до этого так же тихо Анна разбудила на работу мужа. И вскоре их семья уже собралась за завтраком.

Дом, куда недавно переехала семья Максима, был частным. Он находился в глубине сада, в котором было полно тихих укромных уголков, и проблема подросткового одиночества на первый взгляд могла в этой глуши только усилиться. Спустя всего полгода после переезда сюда Максим исследовал их все. Больше всего он полюбил забираться на ветви огромного старого вяза. Туда мальчик без труда залезал по крыше находящейся рядом пристройки. Там его частенько и находила мама, чтобы позвать к обеду или ужину.

Совсем недавно единственным укромным уголком, в котором мог спрятаться Максим, был шкаф, стоящий в коридоре их городской квартиры. Впервые Анна обнаружила там сына, когда ему было четыре. В тот вечер у соседей собралась шумная компания. Музыка и голоса никак не смолкали. Максим, в чьей комнате звуки были слышны особенно сильно, очень беспокоился и никак не хотел засыпать. Уставшая после работы, Анна разозлилась на мальчика и, отругав, вышла из комнаты.

Взяв себя в руки через несколько минут и вернувшись в комнату сына, чтобы извиниться и успокоить его, она не нашла Максима в постели. Не сразу родители обнаружили своего ребенка спрятавшимся в шкафу. В этот момент они поняли, что перед их сыном встала проблема одиночества, если единственным убежищем, которое он выбрал, были не любящие родители, а укромный угол.

С тех пор взрослые стали все больше обращать внимание на то, что их сын любит одиночество, в отличие от остальных детей не боится темноты, а если сильно переживает или в их квартире становится слишком шумно, забирается в шкаф.



Однажды после ссоры с мужем Анне вновь пришлось доставать Максима из шкафа. Но он категорически отказывался выходить. Чтобы успокоить мальчика Анне самой пришлось забраться в убежище Максима. Там она обнаружила, что старый дубовый шкаф сильно приглушает внешние звуки, а темнота заставляет сильнее сосредотачиваться на собственных мыслях и еще больше усиливает проблему подросткового одиночества и ребенка.

Вскоре семья сменила место жительства. Из шумного города они переехали в тихий пригород, в котором Максим просто расцвел, стал более спокоен, общителен и улыбчив.

Проблема одиночества: в чем на самом деле дело

Тихие дети, которые любят тишину и одиночество и негативно реагируют на громкие звуки предрасположены к этому из-за особого типа психики, которым их наделила природа. Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет таких детей обладателями звукового вектора.

Среди их природных задатков есть умение сосредотачиваться. Делают они это особым образом. В тишине их слух обостряется, сознание сосредотачивается на тех немногих шумах, которые можно уловить в тихой обстановке. Через внешнее идет концентрация на собственных внутренних мыслях. Только в таких условиях возможно нормальное развитие ребенка со звуковым вектором и только в такой обстановке он способен проявить свой неординарный ум и абстрактное мышление, заданное ему природой.

В противном случае, находясь в постоянном шуме или слыша грубую речь, ссоры, скандалы, оскорбления в свой адрес или вообще, звуковой ребенок начинает замыкаться, поскольку его слух очень чувствительный и не выдерживает этого постоянного давления. Отсюда и возникает проблема подросткового одиночества, когда ребенок просто не в состоянии ни с кем общаться.

Но даже когда звуковая обстановка в доме является спокойной и тихой, звуковику все равно необходимо уединение. Ведь именно оно дает ему возможность сосредотачиваться и размышлять. Лучше всего звуковичку думается в ночное время суток, когда вокруг становится особенно тихо. Именно таких детей мы привыкли считать совами. Просидев над своими мыслями и идеями до поздней ночи, звуковой ребенок часто испытывает проблемы с утренним подъемом.

Но чтобы разбудить звуковую сову не нужно кричать. Ведь крик губителен для звукового вектора. Спокойный тон в этом и любом другом случае всегда будет более эффективен. Он непроизвольно заставляет ребенка сосредоточиться на звуках, а значит, обращает на себя внимание.

Из-за своего гиперчувствительного слуха звуковик не расположен к активному общению с гомонящими сверстниками. Поэтому он является одиночкой и в детском саду, и в школе. Но большей проблемой могут стать не сверстники, а учитель или воспитатель. Если кто-то из них криклив, говорит сорванным фальцетом, то звукового ребенка необходимо перевести в другой класс или группу.



Необходимость постоянно контактировать с таким взрослым он будет переносить крайне тяжело и не сможет нормально учиться. Визгливый и громкий голос учителя будет загонять его глубоко в себя и не позволит нормально отвечать на уроках.

Поскольку звуковикам заданно сосредоточение на своих мыслях, они часто глубоко погружены в себя, поэтому им требуется некоторое время, для того, чтобы выйти из собственного сосредоточения и отреагировать на обращение. Когда вокруг стоит шум, звуковик непроизвольно уходит в себя еще сильнее, а значит, ему требуется еще больше времени, чтобы экстравертироваться. Не каждый сможет найти общий язык с ребенком-интровертом и это тоже один из факторов проблемы одиночества.

В таких ситуациях, не понимая причин, по которым ребенок с опозданием отвечает на уроках или вовсе молчит в ответ на крики учителя, у него нередко начинают подозревать задержки в развитии.

Поскольку звуковому ребенку сложнее других детей адаптироваться в детском коллективе, но этого, конечно, не избежать, важно помочь ему, создав дома комфортные условия. Более того, у ребенка действительно может сильно ухудшиться обучаемость, если он систематически подвергается болезненному влиянию на свою эрогенную зону - ухо.

Тишина, спокойные тона, тихие звуки классической музыки - необходимы для нормального развития ребенка, который любит одиночество , ребенка, обладающего звуковым типом психики.

Автор: Ольга Чугурян

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читать также:

В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ЧАСТЬ 2
Ответы системного психолога. Потребность в общении, или Комната для исповеди
Галичина СС против здравого смысла




проблема одиночества, воспитание детей

Previous post Next post
Up