Неприятное чувство сжимает все тело, становится жутко стыдно. Такая реакция бывает на собственный голос, услышанный в записи. А вокруг друзья и знакомые, которые поют, записывают видео или просто наговаривают мысли на диктофон.
В памяти проплывают яркие воспоминания о нелюбимом голосе, который мешает радоваться и достигать желаемого.
Огромный зал наполнился участниками конференции. Волнение и оживление, царящие вокруг, сменились тишиной сосредоточения. Голоса участников - серьезные и спокойные, радостные и звенящие от волнения, - все по-своему прекрасны. Только один участник не выступил на той конференции. В висках стучали слова: «Ненавижу свой голос».
Несказанные слова
Некоторые дети очень любят школу, старательно готовятся к урокам, иногда даже дополнительно читают энциклопедии и научные журналы. Перед сном приходят мечты о завтрашнем учебном дне, в котором обязательно будет возможность блеснуть знаниями, поделиться ценной информацией, рассказать о своем видении. Но детские мечты превращаются в осколки и впиваются в память уже на первом уроке. В разгар работы интеллекта, во время бурной дискуссии между учениками и педагогами вдруг пронзает страх сказать не то, ляпнуть глупость, опозориться. Подготовленный заранее блистательный ответ остается скомканным тетрадным листочком на дне рюкзака.
В компании друзей все знают голоса друг друга, только голос одного человека поневоле вызывает удивление: слишком редко он звучит. Подростки часто не замолкают ни на минуту, они постоянно делятся накопившимися эмоциями, рассказами. И молчуну тоже есть что сказать, наверное, даже больше, чем сверстникам. Но страх быть непонятым останавливает на полуслове, мысль превращается в ком в горле: «Им все равно это неинтересно, я не смогу выразить свою мысль». Постоянное ощущение одиночества даже рядом с самыми близкими, постоянное молчание снаружи и буря смыслов, идей внутри.
Страх, который приходится преодолевать, пытаясь выразить мысль словом, сильнее ужаса перед прыжком в воду с вышки. И нет ощущения полета, радости от разговора. Есть только сожаление о сказанных словах, желание навсегда замолчать. Даже если рассказ приняли другие люди, не покидает ощущение стыда и неправильности всех сказанных слов.
Каждая попытка начать разговор превращается в непроницаемую стену между тобой и окружающим миром. С твоей стороны - чуткий слух и сильнейшие эмоции от изменений интонации собеседника. С другой стороны - люди, которым страшно открыться. Жизнь превращается в киноленту из несказанных слов любви, запрятанных в глубине души слов сопереживания и благодарности.
Почему мы не любим свой голос
В голове маленького ребенка со звуковым вектором после прочтения уже нескольких энциклопедий рождаются собственные представления об окружающем мире, появляется множество вопросов. Маленькие наблюдения и догадки превращаются в бесконечные серьезные рассуждения.
Зрительный вектор добавляет богатое воображение. Появляется желание самим сочинять истории, делиться чувствами с родителями. А маленький обладатель анального вектора во все привносит обстоятельность, детальность, зачастую хочет повторить важные моменты рассказа.
Дети хотят рассуждать вместе со взрослыми, проанализировать всю информацию. У малышей с анальным вектором могут быть проблемы с произношением. Голос зрительных детей часто дрожит от переполняющих эмоций. А задумчивые звуковики досказывают мысли уже в голове.
Обеспокоенные родители могут прервать рассказ: «Как ты плохо говоришь! Ведь, кроме близких, тебя так никто не поймет». А ребенок уже не может поделиться мыслями, не может продолжить рассказывать сказочную историю. Он чувствует жгучий стыд за то, что уже большой, а до сих пор плохо говорит.
Влияние слов
Какие свойства психики отреагировали на замечание родителей и почему человек не любит свой голос?
1. Дети и взрослые со
звуковым вектором чувствительны к словам, к смыслам. Для них важно звучание голоса. Могут почувствовать симпатию к обладателям красивого голоса, хотят, чтобы и их речь слышалась приятно для других. Быть непонятым, не заинтересовать рассказом о своем внутреннем мире - тяжелое переживание для звуковика.
2. Для
зрительных детей и взрослых жизненно необходимо уметь делиться чувствами, переживаниями. Важно получать ответный эмоциональный отклик. Если фантазия ребенка вызвала у взрослых лишь замечание, то он чувствует себя нелюбимым, незащищенным. Потеря чувства безопасности и защищенности приводит к страху не понравиться, страху проявления чувств.
3. Обладателям
анального вектора самое главное - довести начатое до конца. Прерванный рассказ, непроанализированная ситуация, отсутствие похвалы приводят к обиде, страху сказать не то - опозориться.
Научиться общаться
Привычная ситуация: все члены семьи мирно беседуют за столом. Только один молчит. Вся семья ждет его рассказа или отклика на их истории. А он только больше уходит в себя.
И вдруг в дело вмешивается анализ ситуаций из детства, понимание своей психики, ее свойств и желаний. Появляется улыбка от понимания векторов близких. Неожиданно появляется желание говорить, делиться впечатлениями дня, отклик на слова домочадцев. Для семьи это неожиданно и долгожданно.
Сколько еще психологических травм и якорей мы тащим за собой всю жизнь? Пора освободиться от ненужного груза на тренинге «
Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и научиться
общаться с наслаждением.
Click to view
Click to view
«…Ком мешал разговаривать, мешал звонить, мешал знакомиться. Я часто избегала общения и держала свои мысли при себе, они как рой пчел кружились в голове и мешали нормально жить. Да, да.. голос всегда казался мне грубым, некрасивым, не любила его слушать, не любила оставлять свои сообщения, делать записи, выступать перед людьми и фотографироваться избегала тем более (об этом в другой раз). Я так думаю, это был подсознательный страх общения с новыми людьми.
За последние 2 года у меня появилось очень много замечательных новых знакомств, людей, с которыми я прекрасно общаюсь и не вспоминаю о своем голосе. Я перестала критично к нему относиться и поняла, что могу его изменять сама, достаточно иметь хорошее внутреннее состояние. Стала легко излагать свои мысли, бывает речь льется и мысли не путаются как прежде. Общение стало удовольствием…»
Олеся К., Иркутск «…Я тоже осознала, что хочу работать в коллективе! Сейчас я работаю в архиве. Сижу одна среди бумаг. Я этого хотела сама - одна в тишине и одиночестве (до прохождения тренинга). Теперь я осознала, что мы без общения никуда. Без людей… зачем тогда я? Для кого все?.. Пришло осознание нужности обществу, окружающим людям. Я хочу с ними работать, общаться, приносить пользу!..»
Надежда Т., архивариус Автор: Мария Мезенцева
Корректор: Алла Антипина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Как простить маму Я не нужна больше мужу - домоседу и затворнику Что делать, если ничего не хочется