«Я не могу не усмотреть главную причину будущей войны в том, что германский народ, который достаточно проявил себя как одна из самых энергичных и сильных наций мира, будет окружен рядом небольших государств. Народы многих из них никогда раньше не могли создать стабильных правительств для самих себя, а теперь в каждое из этих государств попадет масса немцев, требующих воссоединения со своей родиной, на мой взгляд, должно рано или поздно привести к новой войне на Востоке Европы»
Ллойд Джордж, 1919 г
Для того, что бы в дальнейшем ответить на вопрос подлинности и целесообразности секретного протокола, предлагаю взглянуть на геополитическую картину Европы на рубеже 30-х - 40х годов. Ведь именно из-за последовательных действий западных держав, мир оказался на грани войны, и советское руководство должно было пойти на подписание соглашений с Германией, и ранее упомянутого протокола. Поэтому я считаю, что для того, чтобы определить значение данного документа для предвоенной Европы и действительно ли этот самый документ, заявленным ранее образом имел значение в разделении мира, прошу ознакомиться ниже.
Пожалуй, первое с чего следует начать это с того, что в 1936 году Канцлер Германии Адольф Гитлер принял решение о ремилитаризации Рейнской области.
Давайте напомним себе, условия
Версальского мирного договора В 1919 году на участке территории Германии шириной около 30 км, именуемой Рейнской демилитаризованной зоной, запрещалось размещать войска, возводить укрепления, проводить любые манёвры и учения. Основной целью подобного условия, было желание Франции обезопасить себя от возможного нападения и агрессии со стороны Германии.
Также, на Веймарскую республику возлагались обязательства по уплате репараций странам-победительницам. Спустя некоторое время, Веймарская республика стала испытывать значительные потрясения в своей экономике, вследствие чего союзники потребовали возврата репараций уже не в денежной форме, а в виде поставок угля, древесины и стали, что повлекло за собой ещё большее ухудшение финансового положения Германии. В ответ на это, на территорию Рурской области были введены французские и бельгийские войска, что вызвало волну народного гнева, которые переросли в саботаж, забастовки и нападения на оккупационные войска, на что Франция ответила карательными операциями и ужесточением мер наказания за вышеописанные действия, и общим строгим порядком на оккупированных территориях.
Из-за Рурского конфликта, экономика Германии оказалась на грани полного краха, в условиях гиперинфляции, когда уровень цен в Германии в 1922 году поднялся на 5470 %, а в 1923 году вырос в 1 300 млрд. раз. Вследствие чего, планы о возвращении статуса этих земель, длительное время вынашивались как в умах реваншистов, так и в сознании населения помнящего о своей участи во время французской оккупации, что не могло не повлиять на торжественное ликование и поддержку заявлений руководства Германии о ремилитаризации. Так было брошено одно из первых зёрен, давшее шанс приходу к власти нацистов в будущем.
Click to view
Решение о ремилитаризации было принято под предлогом обезопасить Германию от окружения враждебными государствами, поскольку в 1935 году был ратифицирован
франко-советский пакт. В котором шла речь о военной помощи и поддержке между Францией и СССР.
В интервью «Скрипс-Говард Ньюспейперс», Сталин дал трезвую оценку произошедшим событиям, в котором мы можем увидеть в том числе и понимание того к чему приведёт подобная политика Европы, что в дальнейшем не сможет не повлиять на принятие решения СССР о заключении пакта о ненападении с нацистской Германией
Говард: «Советский Союз опасается, что Германия и Польша имеют направленные против него агрессивные намерения и подготавливают военное сотрудничество, которое должно помочь реализовать эти намерения. Между тем, Польша заявляет о своем нежелании разрешить любым иностранным войскам использовать ее территорию, как базу для операций против третьего государства. Как тогда в СССР представляют себе нападение со стороны Германий? С каких позиций, в каком направлении могут действовать германские войска?»
Сталин: «История говорит, что когда какое-либо государство хочет воевать с другим государством, даже не соседним, то оно начинает искать границы, через которые оно могло бы добраться до границ того государства, на которое оно хочет напасть. Обычно, агрессивное государство находит такие границы. Оно их находит либо при помощи силы, как это имело место в 1914 году, когда Германия вторглась в Бельгию, чтобы ударить по Франции, либо оно берет такую границу "в кредит", как это сделала Германия в отношении Латвии, скажем, в 1918 году, пытаясь через нее прорваться к Ленинграду. Я не знаю, какие именно границы может приспособить для своих целей Германия, но думаю, что охотники дать ей границу "в кредит", могут найтись».
Говард: «Во всем мире говорят о войне. Если действительно война неизбежна, то когда, мистер Сталин, она, по-вашему, разразится?»
Сталин: «Это невозможно предсказать. Война может вспыхнуть неожиданно. Ныне войны не объявляют. Они просто начинаются. Но, с другой стороны, я считаю, что позиции друзей мира укрепляются. Друзья мира могут работать открыто, они опираются на мощь общественного мнения, в их распоряжении такие инструменты как, например, Лига Наций. В этом плюс для друзей мира. Их сила в том, что их деятельность против войны опирается на волю широких народных масс. Во всем мире нет народа, который хотел бы войны. Что касается врагов мира, то они вынуждены работать тайно. В этом минус врагов мира. Впрочем, не исключено, что именно в силу этого они могут решиться на военную авантюру, как на акт отчаяния».
Одним из новейших успехов дела друзей мира, является ратификация франко-советского пакта о взаимной помощи французской палатой депутатов. Этот пакт является известной преградой для врагов мира.
Говард: «Если вспыхнет война, то в какой части света она может разразиться раньше? Где грозовые тучи больше всего сгустились - на Востоке или на Западе?»
Сталин: «Имеются, по-моему, два очага военной опасности. Первый очаг находится на Дальнем Востоке, в зоне Японии. Я имею в виду, неоднократные заявления японских военных с угрозами по адресу других государств. Второй очаг находится в зоне Германии. Трудно сказать, какой очаг является наиболее угрожающим, но оба они существуют и действуют. По сравнению с этими двумя основными очагами военной опасности - итало-абиссинская война является эпизодом. Пока наибольшую активность проявляет дальневосточный очаг опасности. Возможно, однако, что центр этой опасности переместится в Европу. Об этом говорит хотя бы недавнее интервью господина Гитлера, данное им одной французской газете. В этом интервью, Гитлер как будто пытается говорить миролюбивые вещи, но это свое "миролюбие", он так густо пересыпает угрозами по отношению к Франции и Советскому Союзу, что от "миролюбия" ничего не остается. Как видите, даже тогда, когда господин Гитлер хочет говорить о мире, он не может обойтись без угроз. Это - симптом».
Возвращаясь к событиям последовавшим за ремилитаризацией Германией Рейнской области, хотелось бы обратить внимание на то, что на удивление, внятной реакции, в том числе и мобилизации войск в ответ на прямое нарушение условий Версальского договора со стороны Франции не последовало, хотя она и обладала на границе 13 дивизиями, и десятками дивизий в тылу, и вполне имела все шансы на быструю победу. Генерал Йодль, бывший в то время начальником отдела оперативного управления штаба вермахта, вспоминал:
«Мы были в положении игрока, который поставил все свое состояние на одну карту. Германская армия была в этот момент наиболее слаба, так как сто тысяч солдат рейхсвера были распределены в качестве инструкторов ко вновь формируемым частям и не представляли собой организованной силы».
Не проявление Францией активных действий произошло по той причине, что с конца 1935 года, Франция находилась в глубоком экономическом кризисе и ожидала скорой неминуемой девальвации франка, её казначейство заявляло о том, что может поддержать курс франка по отношению к доллару и фунту, лишь за счет заимствований на внешних финансовых рынках. В этот же период, начальник вооружённых сил Франции информировал правительство, что стоимость удаления германских сил из Рейнской области, которое потребовало бы мобилизации, составит 30 миллионов франков в день.
График ВВП Франции
Лишь отчаянные меры по выбиванию краткосрочных займов из французских банков спасли страну от неминуемого дефолта. Поэтому, в возникшей ситуации Франция полностью полагалась на Британию, и возможность введения ею крупных военных сил на континент в случае военного конфликта с Германией. В то время как Англия не воспринимала всерьёз опасность со стороны Германии в подобном действии, и считала, что Германия заняла свои территории и беспокоиться не о чем. Поэтому благодаря подобным попустительским действиям первый сигнал на «тонущем корабле» был пропущен, и ничего не подозревающие пассажиры плыли дальше по старому маршруту, в то время как в трюмы уже начала заливаться вода.
Следующее событие, имеющее не меньшее значение на геополитической карте Европы - аншлюс Австрии в состав Германии в 1938 году.
Что представляла собой Австрия как государство в тот период? На мировой арене она считалась нежизнеспособным и искусственным образованием из-за своих небольших размеров, не имеющей основных промышленных мощностей и сельскохозяйственных угодий отвечавших стандартам того времени и не представляющих из себя как конкурентоспособных предприятий так и экономически целесообразных. Это не могло не вызывать желания у обнищавшего населения скорейшего воссоединения с набирающим оборотов немецким государством, поэтому жители Австрии и Германии вполне открыто желали скорейшего воссоединения.
Однако, проводимой Гитлером политике аншлюса Австрии, активно противостоял тогдашний канцлер Австрии Энгельберт Дольфус, которого привлекал итальянский фашизм. Поэтому в своём противостоянии Германии он видел своим ближайшим союзником Италию. Муссолини в свою очередь гарантировал независимость Австрии, но исключительно в обмен на радикальные внутриполитические реформы фашистского толка в Австрии. В связи с чем, Дольфус наложил запрет на деятельность нацистов в Австрии, а затем и на деятельность левых партий, в том числе коммунистических, а впоследствии и вообще приостановил действие конституции, установив тем самым в Австрии авторитарный режим, известный как австрофашизм.
В 1934 году началась непродолжительная гражданская война в Австрии, во время которой происходили
жестокие вооружённые столкновения между левыми и правыми группировками, активное участие на стороне которых приняли также силы полиции и армии.
В том же году, Дольфус был убит заговорщиками во время попытки путча. Само собой разумеется, у путча был немецкий след и финансирование, но он задохнулся, так и не достигнув цели запланированной Германией, поскольку в ситуацию вмешался Муссолини, который направил к границе Австрии несколько дивизий. После этого инцидента Германия изменила тактику и продолжила давление на Австрию дипломатическими методами. Подобным образом, ситуация складывалась вплоть до 1937 года, когда ведущие западные державы стали рассматривать захват Австрии не как акт агрессии и нарушения условий Версальского договора, а как шаг успокаивания амбиций Германии. Дальнейшие события не заставили себя долго ждать и вследствие аншлюса проведённого Германией -
Австрия вошла в её состав.
Click to view
Итогом этому стало получение Германией стратегического плацдарма для дальнейшего продвижения на Балканы и восток. А так же производственный и человеческий ресурс - позволивший значительно усилить военные силы Германии, которые к тому моменту были на довольно посредственном уровне и не были готовы к крупному столкновению и длительной войне в случае каких либо столкновений, как мы помним по тем же причинам Германия не могла себе позволить ранее проведение каких либо воинских акций, даже в ответ на итальянские действия на границах с Австрией, поскольку вермахт ещё не был готов к подобным войнам как минимум технологически.
Отлично отображает произошедшее действо фрагмент из книги Уинстона Черчилля
«Вторая Мировая война»:
«Триумфальное вступление в Вену было мечтой австрийского ефрейтора. В ночь на субботу, 12 марта нацистская партия в столице намеревалась устроить факельное шествие в честь героя-победителя. Но никто не явился. Поэтому трех ошеломленных баварцев из интендантской службы, приехавших поездом, чтобы подготовить квартиры для постоя вторгающихся войск, с триумфом пронесли
на руках по улицам города. О причине срыва этого плана стало известно не скоро. Германская военная машина тяжело прогромыхала
через границу и застряла у Линца. Несмотря на превосходную погоду и хорошие условия, большая часть танков вышла из строя. Обнаружились дефекты тяжелой моторизованной артиллерии, и дорога от Линца до Вены оказалась забитой остановившимися тяжелыми машинами. Ответственность за затор, показавший, что на данном этапе своего восстановления германская армия еще не находится в полной готовности, была возложена на командующего 4-й группой армий фаворита Гитлера генерала фон Рейхенау
Проезжая на машине через Линц, Гитлер увидел этот затор и пришел в бешенство. Легкие танки были выведены из колонны и в беспорядке вошли в Вену рано утром в воскресенье. Бронемашины и тяжелые моторизованные артиллерийские орудия были погружены на железнодорожные платформы, и только благодаря этому успели к церемонии. Хорошо известны снимки, на которых показан Гитлер, едущий по улицам Вены среди ликующих или испуганных толп народа. Но этот момент мистической славы был омрачен элементом беспокойства. Фюрер был разъярен явными недостатками своей военной машины. Он обрушился на своих генералов, но и те не остались в долгу. Они напомнили ему о его нежелании прислушаться к Фричу и принять к сведению его предупреждение о том, что Германия не в состоянии пойти на риск большого конфликта. Но видимость была соблюдена. Состоялись официальные торжества и парады. В воскресенье, после того как германские войска и австрийские нацисты вступили во владение Веной, Гитлер провозгласил ликвидацию Австрийской Республики и присоединение ее территории к Германскому рейху.».