Петр Павленский. Чем привлечь внимание в век, когда навалить под дверью считается искусством?

Feb 24, 2016 14:00



Суть современного искусства:

Навалил под дверью, позвонил и убежал - это инсталляция.
Позвонил, а потом навалил - это перформанс.

Анекдот

Скандально известный 30-летний художник-акционист Петр Павленский, знаменитый тем, что совершает некие, привлекающие внимание действия, снова задержан. Да-да, это тот самый молодой человек, который в 2012 году с зашитым ртом сфотографировался у Казанского собора.

Другой раз голышом он появился в мае 2013, когда, завернувшись в кокон из колючей проволоки возле здания законодательного собрания в Петербурге, он протестовал, как он считал, против репрессивной политики властей. Тогда парня снова пожалели, и кто-то, раздобыв садовый инвентарь, разрезал его добровольные колючие путы. Как бы там ни было, тогда несчастного вернули в семью - все же двое детишек.

В ноябре 2013года Петр позировал уже на Красной площади, развлекая изумленных зевак собственными гениталиями, прибитыми гвоздем к черному базальту брусчатки, протестуя, как ему казалось, против недостатков мировоззрения современного российского общества. Но даже тогда стражи порядка отнеслись к нему чрезвычайно бережно, вначале накинув теплое одеяло на замерзшего мужчину, а потом без спешки, опасаясь нанести еще больший вред, отделили членовредителя от главной площади России.



Через час его отпустили из теплого полицейского автомобиля. Не получилось у него предстать перед зрителями и жертвой психиатрии, когда однажды, забравшись на высокий забор института Сербского, он отрезал себе мочку уха. И в этом случае его вежливо выпроводили, предварительно оказав рецидивисту-членовредителю первую медицинскую помощь. В итоге, стать жертвой так и не вышло.

И вот снова акт вандализма. В ночь на 9 ноября 2015 года он додумался поджечь двери здания ФСБ на Лубянке, сделав это на глазах изумленных журналистов, которых пригласил заранее. Теперь Петр Павленский окончательно прославился, и, наверняка, не в последний раз. Свое странное выражение творчества он объясняет тем, что во время акции он концентрируется не на боли, а на реакции вокруг его «социального тела». Вместо боли он чувствует адреналин, а собственное тело является лишь объектом, посредством которого он высказывается.

Хотя Петр Павленский является художником-монументалистом по образованию, он считает себя художником-акционистом. Что же стоит за понятием акционизма и откуда появилось это течение?

Акционизмом считается направление, в котором акцент в каком-либо творчестве переносится с самого предмета искусства на процесс его созидания. В результате чего художник сам становится объектом художественного произведения, стремясь избавиться от границы между искусством и реальностью. Идея проведения таких акций и перформансов не нова. До Петра Павленского подобные радикальные инсталляции проводили венские акционисты еще в 1950-60 гг., а также американские и югославские концептуалисты в 70-х годах прошлого столетия.

Что за зверь такой, этот Петр Павленский?

Попробуем разобраться в мотивах нашего героя с помощью новейших знаний в психологии, называемых Системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Невозможно переоценить всю прелесть системной оценки, с помощью которой можно многое сказать об авторе подобных инсталляций сквозь призму его творчества.



Итак, перед нами кожно-зрительный звуковик. Это значит, что наш герой обладает одним нижним вектором, - кожным, - и двумя верхними векторами, - зрительным и звуковым. Его вектора, безусловно, оказывают влияние на его творчество. К примеру, кожный вектор. Ведь все его произведения и выходки, в какой-то степени, о физической боли. Человек занимается самоистязанием, бьет себя, заворачивает в колючую проволоку, отрезает себе мочку уха… Все это говорит о наличии кожного вектора в совершенно определенном состоянии.

Кожа является ограничителем первичных позывов на секс и убийство, отрывая нас от животного мира на психическом уровне и определяя форму тела, она отделяет нас от внешней среды. Самая чувствительная область обладателя кожного вектора, это поверхность его кожи. Кожные люди очень гибкие, живущие ощущением пользы-выгоды. Таким людям под силу научиться адаптироваться даже к физической боли, причем их организм выделяет специальные опиаты, гасящие ее. Парадокс?

Отнюдь нет. Кожники в неразвитом состоянии психического способны получать выгоду даже из страданий, хотя человек пришел в этот мир явно не для них. Причем, закладывается это еще в детстве, когда маленький кожник учится адаптировать боль. Нередко это происходит вследствие физических наказаний со стороны родителей с анальным вектором, которые используют подобные методы в воспитательных целях. Как только кожный человек почувствует удовольствие от физических страданий, он становится мазохистом, напрямую зависящим от боли и требующим ее постоянно.

Идея самоистязания с целью привлечения внимания общества не нова. Полвека назад художник из Австрии Рудольф Шварцкоглер буквально подвергал тяжелейшим пыткам собственное тело, пытаясь показать двойственность, свойственную человеческой природе. А на самом деле в корне этой рационализации лежало лишь стремление испытать удовольствие от физических страданий тела.

Точно так же происходит и в случае с Петром Павленским, который на само искусство не потратил времени вообще, к примеру, по-кожному быстренько обмотавшись колючей проволокой или прибив свои тестикулы к мостовой главной площади России. Итак, наш мазохист просто получает удовольствие от боли. А это ставит под сомнение все «высокие мотивы» его акций. Может, ему просто хочется найти оправдание этой боли? А откуда у него желание делать это публично?


Зрительники без трусов, без стыда и совести

Зрительный вектор проявляет себя в особой чувствительности зрения и эмоций, диапазон которых колеблется от “все пропало” до “жизнь хороша!”. Корнем зрительного вектора является первобытный страх за собственную жизнь, и если развитие ребенка до пубертата прошло правильно, то в дальнейшем такой человек способен достичь высокого уровня развития. Чем выше уровень развития, тем меньше страхов испытывает зрительный человек.

Но если ребенок не получил адекватного развития, то, будучи взрослым, он так и останется в состоянии «страх», при котором сочувствие и сопереживание чужим страданиям становится невозможным. Такие мальчики оказываются всегда в более невыгодном положении, чем девочки, так как, во-первых, семья и школа учат, что мужчинам не пристало бояться и плакать. А во-вторых, зрение у кожно-зрительного мужчины - это сценарий не наработанный, им вообще изначально сложнее развиться.

Вот и получается, что неразвитые кожные зрительники нередко оказываются в тяжелом состоянии, ведь их психическое требует наполнения своей огромной эмоциональной амплитуды и испытывает потребность во внимании, а вместо этого получает ощущение первобытного страха и эмоциональные раскачки любой ценой и всегда за счет окружающих. Так происходит и у нашего героя. Он не будет просто сидеть дома и наносить себе порезы, будучи в одиночестве. Ему нужна публика.

Никакого красивого искусства здесь нет и в помине, а главное тут - привлечь к себе внимание, ведь в современном мире многие зрительники пытаются это сделать, чтобы поразить других, но немногие умеют это сделать правильно.


И где во всем этом звук?

Наличие звукового вектора делает его обладателя интровертом, а особо чувствительные уши заставляют прислушиваться с особой тщательностью к звукам окружающего мира. Если зрительный вектор познает видимый мир во всем его красочном разнообразии, то звуковой вектор призван познавать метафизический мир и его смыслы.

Для таких людей их внутренние переживания и поиски смысла жизни являются приоритетными, да и сам звуковой вектор является доминантным над всеми остальными векторами. Если потребности звукового вектора не удовлетворены, человек может глубоко уйти в себя или скатиться до состояния депрессии.

Когда звуковые свойства находятся не в самом лучшем состоянии развития, человек зациклен на себе. В добавление к этому, на базе не совсем здоровой кожи, кожно-звуковые люди могут входить в комплекс, который системно-векторная психология Юрия Бурлана обозначает как «комплекс фанатика». Такие люди в неразвитом звуковом состоянии фанатично преданны. Чему? Да чему угодно. Для них первично состояние фанатизма, а не предмет. Предмет всегда можно найти, придумать и оправдать.

Хотя лексикон Павла Павленского изобилует политическими тезисами, понять их смысл совершенно невозможно. Ему постоянно кажется, что его преследуют и не дают свободно выражаться, несмотря на то, что его безумные акции, из которых он практически всегда выходит «сухим из воды», как раз говорят об обратном.

Сложно понять суть его, так называемого, творчества, в котором отсутствует даже намек на саму идею, - что конкретно нужно предпринять, чтобы сделать мир и общество вокруг себя более совершенными. При этом надо отметить, что очень часто кожные звуковики являются просто активистами какого-то движения, и сама суть этого движения для них вторична. Ведь они - люди дела и практики. Подобрали идею и вперед!



Павел пытается объяснить свое странное провокационное «творчество» рационализацией борьбы со злом в его собственном понимании, а именно: якобы затыкающим ему рот государством, жестокой жизнью и репрессиями, неугодными в психушке и невинными, попавшими на Лубянку.

Несмотря на все выходки, этот странный «акционист» является вполне вменяемым человеком, что и подтвердили многочисленные психиатрические экспертизы, проведенные после каждой из его «акций». Просто наш герой и сам не знает, как еще себя реализовать и чем заполнить пустоты своего психического.

Надо отметить, что, хотя его так называемые акции у всех на слуху, но большинство даже не знает его имени, а просто помнит об «идиоте, который прибил свои гениталии гвоздями к Красной площади». Даже в интернете по этому поводу нет почти никакой информации, потому что интерес к художествам нашего акциониста очень ограничен по причине полного отсутствия созидающего начала в его творчестве. Зато с точки зрения системно-векторной психологии он, безусловно, интересен. Впрочем, как и многое другое.

Что дальше?

Если бы в допубертатный период Петр Павленский получил правильное развитие, ему не пришлось бы жертвовать своим телом и подвергать его добровольным пыткам, пытаясь привлечь к себе внимание общества в стремлении достичь какой-то мифической справедливости. Вот и получается, что на потеху стражам порядка, давно привыкшим к его парадоксальному поведению, или прохожим, случайно оказавшимся в зоне его символических «творений», такому горе-художнику больше нечего предъявить обществу, кроме собственноручно истерзанного тела.

После последнего поджога двери ФСБ он не пытался сбежать или уйти от ответственности, а сдавшись властям, попросил осудить его за терроризм, явно подражая другим преступникам, получившим за подобное деяние солидный срок. Никаких других способов выразить себя, чтобы бороться со злом, в его понимании, у него нет. И само понятие зла, в этом случае, является лишь предлогом для слива в общество плохих состояний собственного психического, живущего им самим и его бессмысленными поступками.



На этот раз суд все же арестовал Павленского на 30 суток по обвинению в вандализме и идеологической ненависти. Максимальный срок, который ему теперь светит - три года. Но сам художник заявил правосудию, что ему очень льстит такое обвинение, ведь таким образом он борется с терроризмом. Очередной эпатаж.

Так что же делать нашему герою? Как жить? Ведь психическое не обмануть, оно живет нами и знает про нас все то, в чем мы сами боимся себе признаться. Есть только один выход - познать его. Ведь осознание - это первый шаг к возможности им управлять, а значит, разорвать порочный круг неудовлетворенности в нашей неосознанной жизни.

Первый шаг к этому - регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Наше психическое бессознательное знает ВСЕ ТАЙНЫ. Спешите и вы узнать их как можно раньше.

Автор Татьяна Кириленко

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:

Невербальное общение: о чем рассказывают мимика и жесты?
Люди-копилки, или Моя мама ничего не выбрасывает
Когда сын заблудился в интернeте. Как избавиться от игромании и интернет-зависимости




психология поведения, мазохизм, человек и общество, реализация

Previous post Next post
Up