Я лежала неподвижно, затаив дыхание, и считала секунды. Увы, долго я продержаться не могла, и это усугубляло мой страх. Ведь сестры говорили, что шаровая молния убивает человека, если хоть чуточку шевельнуться, даже дышать нельзя. Я раз за разом набирала в легкие воздух, стараясь улучшить свое время, но безрезультатно.
Страхи моего детства
Это уже второй непобедимый монстр в моей жизни. О первом я узнала чуть раньше из рассказов тех же сестер. Паук Тарантул, обитающий в наших степях, по рассказам сестер, был бессмертным. Мало того, что он запоминал обидчика и мог найти его за тысячу километров, чтобы отомстить, так если убить его, то он оживает и находит убийцу. Мне тогда было чуть больше четырех лет.
Возможно, старшие сестры такими рассказами пытались угомонить мой непоседливый характер, но не с этими ли страхами связан панкреатит, мучивший меня с раннего детства? Ведь я не просто слушала, но еще и живо представляла все это в своем воображении, хоть было страшно даже от мысленного представления.
Потом круг моих страхов расширялся: учительницу в школе, мальчишек-хулиганов, не сдать экзамены, родить... А кошмарные сны, которые снились периодически при отсутствии видимых причин, от которых просыпалась среди ночи то плача, то крича. И я никак не связывала те детские страхи с кошмарными снами, ведь я вроде уже взрослая стала и все-все узнала и про шаровую молнию, и про тарантулов. И неизвестно, до чего бы довели эти страхи, если бы не попала случайно на тренинг Юрия Бурлана.
Из крайности в крайность
Людей с богатым воображением системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как обладателей зрительного вектора. Сама природа наделила их очень чувствительным сенсором, способным замечать множество деталей, на которые обычный человек не обратит внимания. Однако вместе с зоркими глазами природа наградила их образным мышлением и большой амплитудой эмоциональных переживаний. Это они в первобытные времена спасали всю стаю, завидев издалека притаившегося зверя среди пестрой листвы. Дневная охранница стаи своим испугом предупреждала об опасности, мгновенно реагируя на нее.
Времена те прошли, а способность реагировать на опасность страхом осталась. Из мухи слона раздуть - это для зрительников запросто, перед их мысленным взором разворачивается кино круче Голливуда. А уж поплакать или испугаться так, что только скорая помощь откачает - пара пустяков. Диапазон эмоций от страхов до любви.
Да, да, противоположностью страха является не храбрость, а любовь. Страх за себя и противоположность ему - страх за других, ведущий зрительников в медицину, психологию, педагогику, волонтерство.
Научите ребенка любить
Дети со зрительным вектором доставляют родителям массу проблем с раннего детства, ведь все зрительные страхи растут от одного корня - страха смерти. Это они боятся спать в комнате одни, тем более, без света. Для них проблематично ночью пойти в туалет по слабо освещенному коридору. Это они - любители мягких игрушек. А еще именно они просят родителей завести щенка, хомячка или черепашку, чтобы можно было устанавливать эмоциональные связи, когда недостает внимания родителей. К тому же, имея от рождения слабый иммунитет, зрительники часто болеют, заменяя общение с людьми чтением книг.
Именно поэтому воспитание ребенка со зрительным вектором должно быть под неусыпным контролем родителей. Не получая должного развития и реализации, зрительный вектор все равно стремится наполниться, но не любовью, так страхом.
Показательно, что и у взрослых со зрительным вектором можно наблюдать намеренные раскачки в страхах в виде прогулок по темным улицам или кладбищу, увлечение фильмами ужасов. Или же для привлечения внимания к себе они могут идти на эмоциональный шантаж, принимающий вид истерик, от которых окружающим не спастись. Обладатели зрительного вектора - прирожденные актеры. Одним словом, талантом их природа наградила довольно щедро, только распорядиться им нужно так, чтобы не было мучительно страшно.
От теории к практике...
Когда-то в институте очень хороший врач учил нас: главное - правильно поставить диагноз, а как лечить, можно найти в любом справочнике. Системных справочников пока нет, потому несколько рекомендаций. Если вы определили у своего ребенка наличие зрительного вектора, начать нужно, прежде всего, с вынесения эмоций наружу. Нет-нет, ни в коем случае это не означает, что он должен истерить. Вынести эмоции наружу означает направить их на другого. От страха за себя и свою жизнь перейти к сопереживанию за другого человека или группу людей.
В этом могут помочь правильно подобранные сказки, например, Г.Х. Андерсена. Но не стоит читать, особенно на ночь, казалось бы, безобидные сказки, где кого-то съедают, вроде Колобка или Красной Шапочки - всплеск страха гарантирован. В более старшем возрасте также нужно следить за библиотекой, убирая из поля зрения низкопробные любовные романы или детективы. Лучше развить вкус к классике, благо, хороших писателей достаточно как в русской, так и в зарубежной литературе.
…И от практики - к осознанию
Да, забыла сказать, что вектор - понятие, обозначающее врожденное желание и способности для реализации этих желаний. Желания и способности подавить, изменить, уничтожить нельзя. Можно только развивать, наполнять, получая наслаждение от жизни.
И, как вы догадались, мои старшие сестры тоже обладали зрительным вектором и, не найдя для своего таланта лучшего применения, с помощью страшных рассказов раскачивали свои эмоции, мало заботясь о том, что рядом находится и без того запуганный ребенок. Увы, наши родители не знали, что дети сильно отличаются от них в психических свойствах.
На тренинге по системно-векторной психологии я подробно узнала о зрительном векторе, его свойствах, развитии и реализации, правильном выборе партнера, взаимодействии с другими векторами. Это позволило осознать свои страхи, увидеть, насколько сильно они влияли на мою жизнь. И страхи сами собой пропали. И это произошло не только со мной.
Click to view
«... я годами мучелась беспричинной тревогой, которой часто на меня наваливалась. Психологи мне помогали, но словно одна сотая доля уходила, а потом снова наступали страхи. Половинам страхам, мой рациональный ум, давал логичное объяснение. Но что толку от этих объяснений, если нет нормальной жизни. А беспричинная тревога по вечерам. К середине курса я стала замечать, что я стала свободно дышать... »
Диана Н., экономист
«... я жутко, до невозможности боялась воды. Вернее не воды, а того, что находится в ней - рыбы, водоросли, какие-то живности, которые так и норовят меня исцарапать, покусать, ужалить. Но особенно сильно я боялась утопленников. Боялась, что в воде меня за ногу схватит какой-то утопленник (о том, как он мог это сделать, я не задумывалась, нет, я понимала, что это невозможно физически, но… в общем, это не объяснить)...»
Алёна Н., копирайтер
«... в одну из ночей я лежала и витала в своих мыслях и тут мне приходит в голову, что в это время обычно я лежала и тряслась от страха вслушиваясь и всматриваясь в темноту, а тут их нет. Страхи у меня были с детства, они то исчезали, то снова появлялись, наверное после какого нибудь стресса, сейчас точно не помню. Иногда были и слуховые галлюцинации, и в какой то момент мне уже казалось, что мне нужен не психолог, а психиатр. Помню, что в детстве рассказывали сказки про Бабу-Ягу и все такое. Боялась спать по ночам без света, а мне все равно выключали свет и оставляли одну...»
Фаина З., Москва
А вы чего-нибудь боитесь? Не позволяйте страхам управлять вашей судьбой. И уж тем более избавьте своих детей от ночных кошмаров. Регистрируйтесь сейчас на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и будьте счастливы!
Автор: Набия Шаталова
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
Тренинг мужчина и женщина. Какие женщины нравятся мужчинам?Лечение депрессии от простого к сложномуЛечение послеродовой депрессии: тишина или жизнь