Что-то с памятью моей стало…Помогут ли тренировки памяти?

Sep 02, 2015 11:00



Наверное, каждый из нас замечал, что объем памяти и длительность хранения информации у всех разная при равных характеристиках человека. Например, две женщины одинакового возраста, нормального состояния здоровья при прочих равных условиях воспринимают и запоминают одну и ту же профессиональную информацию по-разному. У одной быстрое восприятие, понимание и запоминание профессионального текста, у другой запоминание и восприятие этого же текста более медленное.

Ольга Петровна читает статью в бухгалтерском журнале быстро, при этом понимает, о чем речь, закрывает журнал - всё, схватила информацию за десять минут! Ирина Сергеевна читает медленно и вдумчиво, вникает в детали, разбирает смысл каждого абзаца. Она еще и анализирует прочитанное, задается вопросами. Спустя минут тридцать можно сказать, что материал усвоен.



«Физиологические исследования памяти обнаруживают два основных этапа её формирования, которым соответствуют следующие виды памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут и со временем разрушается. Долговременная память, время хранения информации, в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память»
(цитата из Википедии).

Неудивительно, что, когда оба бухгалтера через два-три месяца начинают вспоминать изученный вопрос, реакция совершенно разная.

«Ты помнишь, Ольга Петровна, в апреле мы читали в журнале «Умный бухгалтер» статью об особенностях учета расходов?» - спрашивает коллегу Ирина Сергеевна.

Ольга Петровна помнит: что-то читали, примерно помнит тему вопроса и больше ничего. А вот Ирина Сергеевна вспомнит текст детально, четко воспроизведет все аспекты этого вопроса и расскажет про вывод в конце статьи!

Похоже, что у одного бухгалтера срабатывает кратковременная память, а у другого при запоминании информации включается долговременная память. Только вот непонятно, почему так по-разному два бухгалтера усваивают информацию и почему у одного включается долговременная память, а у другого - кратковременная?

Свойства памяти определяются вектором психического

На свойства памяти влияют психологические особенности человека. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, для человека с кожным вектором с видовой ролью добытчика не так важно что-то запоминать на долгое время. Его задача - получить нужную информацию, запомнить быстро, где находится добыча (доход, выгода) и присвоить ее. Для кожника важно с помощью быстро полученной информации заработать, получить пользу. Это и есть основная мотивация для восприятия информации и ее запоминания.



Для человека с анальным вектором, видовой ролью которого в обществе является сбор и передача информации, знаний, традиций, важным инструментом является долговременная память. Поэтому психологически он запрограммирован на запоминание долгое и надежное для последующей передачи накопленной информации и опыта.

У кожного и анального человека разный темпоритм в жизни, который также влияет на способность воспринимать информацию и ее запоминание. Например, для кожника характерен быстрый ритм. Мысли кожного человека сменяют одна другую гораздо чаще, чем у анального.

На умственные процессы, конечно, влияет и состояние человека. Так, если человек находится в стрессе, запомнить что-либо и потом воспроизвести это практически невозможно. Причем для кожного стресса характерно мельтешение: мысли кожника сбивают одна другую. Таким же будет процесс восприятия информации - «рваным», только отдельными словами и фразами.

У человека с анальным вектором - темп жизни медленнее. Поэтому в стрессе он вряд ли уловит смысл информации и сможет воспроизвести его потом.

Ольга Петровна, носитель кожного вектора, быстро схватывает информацию и хранит ее в памяти недолго. Она - «добытчик» по сути, ей нужно быстро воспользоваться полученными знаниями, извлечь какую-то выгоду и бежать дальше. А вот Ирина Сергеевна - истинный анальный человек. Ей необходимо запомнить все в деталях, потому что для этого есть мотивация - передача информации другим.

Как относится к своей забывчивости?

Первое и самое важное, что нужно сделать для понимания особенностей своей памяти - это разобраться со своими психическими характеристиками, уяснить природу, которая нам дана.

Не стоит прилагать неимоверные усилия с целью научиться принимать информацию - тренировки памяти не помогут. Требуется уяснить, что у разных векторов восприятие и запоминание информации происходит по-разному и регулятор этих процессов находится в нашем бессознательном. Поэтому принять и использовать свои природные данные - это реальная возможность улучшить свою память.



Например, кожный человек, если уж он бухгалтер, может составлять таблицу и вносить туда краткий смысл прочитанного, делать вывод о пользе и выгоде этой информации для компании. Еще один вариант для кожного бухгалтера - делиться информацией сразу после прочтения, например, с начальством, предлагая выгодную схему учета расходов. А так как именно руководитель принимает решение о повышении заработной платы, этот прием будет являться мотивацией для кожной памяти. Заодно это повысит его статус в глазах руководства компании.

Для человека с анальным вектором важно делиться полученной информацией с коллегами, особенно более молодыми, менее опытными. Это как исполнение той видовой роли, которой наделила нас природа. Такой способ позволит лучше систематизировать информацию в голове анального бухгалтера и, конечно, пополнит ее ресурс. Анальный человек, который кого-то научил, передал свои знания и опыт, чувствует удовлетворение, ведь он исполнил свое предназначение.

Мы уже говорили, что стресс может повлиять на наши способности к восприятию знаний, причем по-разному. Поэтому, если вы находитесь в стрессе, прежде чем постигать новые знания, лучше перейти в свой темпоритм, характерный для вашего вектора.

Например, кожнику в стрессе хорошо бы поделать что-то быстрое, механическое, например, подписать документы, пронумеровать листы, поставить на документах штампы и пр. Если есть возможность, можно сделать быстрые физические упражнения, махи руками, пройтись вверх-вниз по офисной лестнице.

Человеку с анальным вектором, впадающему во время стресса в ступор, имеет смысл для начала привести в порядок рабочий стол: медленно и не торопясь разложить все на свои места. Также прийти в свой ритм поможет сжимание в руке предмета. Можно скомкать лист бумаги или просто напрягать и расслаблять мышцы тела. Такие приемы позволят прийти в себя, справившись в какой-то мере со стрессом, и можно будет продолжить заниматься умственным трудом.



Наша природа в ответе за память

Характер нашего восприятия информации и ее запоминания зависит от векторального набора. В этой статье раскрыты особенности памяти только двух векторов, а всего их восемь. И каждый из них по-своему определяет свойства памяти. Более подробные знания об особенностях своей природы можно получить на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Наталья Дрюнина

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:
Страх публичных выступлений, или как побороть страх сцены?
Страх врачей, как преодолеть страх перед стоматологом?
Страх высоты или ужас замершего сердца




системно-векторная психология, память, анальный вектор, кожный вектор

Previous post Next post
Up