КОМПОЗИТОРЫ СОВРЕМЕННОСТИ. СИСТЕМНЫЙ ПОРТРЕТ СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

Oct 30, 2014 13:06

Начало здесь

Композиторы современности 21 век. От личного к общему

София Губайдулина как человек с необычайно развитым звуковым вектором постепенно, в течение своей жизни пришла к осознанию важности выхода наружу из своего сосредоточения. И если вначале это осознание касалось, в основном, музыки (для того чтобы композитор состоялся, его должны исполнять и слушать), то сейчас она с огромным сопереживанием говорит о политической ситуации и своей роли в том, что происходит.



Композиторы современности. София Губайдулина
«Дело в том, что я не всегда так внимательно относилась… В 1983 году, оказывается, было такое напряжение, вот-вот разразится война... Я даже не знала, что это происходит».

«Мне сейчас это стыдно. А тогда - я не помню этого момента, и меня не затронуло совсем. Читала книжки, совершенно другие, читала квартетные партитуры. И уже самая ранняя молодость: Корейская война, Вьетнамская. Спрашиваю себя - а ты чего в это время делала? И опять: училась читать партитуры...»*

Она задавалась вопросом: что делать художнику в ситуации политического напряжения? И отвечала на него, исходя из своей профессиональной реализации - стараться писать музыку.

«Всегда стоял этот вопрос - с кем быть художнику? Во всяком случае, у меня, как у художника, такая позиция: несмотря на возрастающую ненависть, ни в коем случае нельзя в это включаться».

Как человек, который научился вслушиваться в мир вне себя, она безошибочно читает и глобальные смыслы происходящего. Например, на вопрос: «Какие вы трудности видите для своих коллег в России?» отвечает вполне системно: «Самая главная трудность, не только для России, а для всего мира, это финансовое давление. И в этом смысле, стоит сравнить давление, которое мы испытывали во времена Советского Союза - идеологическое давление, тоже очень тяжело переносимое. И то, и другое я могу себе представить, потому что испытала на себе. А сейчас я вижу это давление, особенно на молодых композиторов всего мира (и на российских тоже, думаю) - финансовое давление. Приспособление к этому давлению, сразу снижает композитора на несколько ступеней... Если говорить об общечеловеческих ценностях».

«…современная ситуация финансового давления - она не позволяет очень многое. И просто человек не выдерживает этого... Очень тяжелое и состояние у молодых людей сейчас. И многие, большая часть из них идут на компромисс, а это уже не то».

И не только на компромисс… Необходимость подстраивать звуковые поиски под требования материального мира разрушает основу жизни звукового вектора, что приводит к тяжелым депрессиям, употреблению наркотиков и суициду.



Композиторы современности 21 век. София Губайдулина
Можно было бы добавить к сказанному еще и тот факт, что давление финансовых ограничений, необходимость зарабатывать на искусстве, на музыке для России особенно губительно, что связано с ее уретрально-мышечным менталитетом, в чьи ценности не входит материальный успех. В России звук был всегда в свободном поиске, не ограничиваясь даже рамками религий (тем более что 70 лет Советской власти вырастили несколько поколений абсолютных атеистов). Не привыкла российская интеллигенция ставить спрос на свое искусство во главе угла. Привыкла свободно самовыражаться, даже в условиях строгости цензуры и идеологического контроля. Ведь идеология естественно вписывалась в наши ментальные установки, в которых приоритетом над личным было общественное, а самой большой радостью была отдача на благо общества.

София Асгатовна так и говорит: «Наше поколение испытывало это давление только в смысле, что нас не будут исполнять. Это очень тяжело, потому что профессионалом можно стать только в том случае, если исполняются вещи. Иначе вы не можете достигнуть нужного уровня… И очень часто приходилось прятать свое сочинение в стол, не показывать. Это очень вредно, но это не грозило тюрьмой нашему поколению. Грозило только в материальном смысле, можно было пойти на полуголодное существование и, все-таки, продолжать свое дело, как считал нужным. То, что мы и делали. В общем, были людьми, которые соглашались на полуголодное существование - иначе невозможно было. Но полуголодное - это ведь, не голодное, а - полу... Можно выдержать, в конце концов».

Композиторы современности 21 век. Ощущая душу человечества

Она болеет за весь мир, как только может болеть душой человек с развитым звуковым вектором: «Знаете, у меня есть личная, не то, что позиция, а мое душевное состояние... Мне жалко всех. Мне жалко Украину. Мне жалко Россию, мне жалко Америку. Но больше всего мне жалко Европу... которая сама себя сейчас уничтожает. Мне жалко, что Европа, после того как Украина предложила себя, свое государство как место для новой мировой войны - вслед за ней пошла Европа, предоставить плацдарм для новой Мировой войны. Мне очень жалко Европу...
У меня такое впечатление, что нужно противостоять ненависти во что бы то ни стало. Если мы сами не будем еще и добавлять ненависти, разжигать ее дальше - то это будет уже очень много. Эта позиция может еще держать нас на какой-то высоте общечеловеческих ценностей».

«Для меня все разговоры - западные ценности, восточные ценности, - гораздо меньше значат, ведь я же художник, мне важнее общечеловеческие ценности».



Композиторы современности
Вот так София Губайдулина демонстрирует нам этапы развития звукового вектора: от сосредоточения на звуках снаружи, от звуковой реализации в профессии до высшей его реализации - понимании другого человека, ощущения его, как самого себя, его боли, как своей собственной. Своей задачей она видит нести качественные состояния через музыку, независимо от ее характера (веселого или трагического).

«Великий композитор современности София Асгатовна Губайдулина - обычный земной человек, но словно живущий в ином многомерном измерении и объединяющий в своей музыке небесное и земное».**

Системно-векторная психология раскрывает нам ее тайну - тайну реализованного человека со звуковым вектором. Она действительно явление именно потому, что пошла по пути наивысшей реализации заданного природой предназначения.

*В статье использованы отрывки из интервью Елены Еременко «София Губайдулина: Нельзя включаться ненависть», Интернет-издание «Русское поле» (Германия)
**Наиля Гареева. Журнал «Казань», №1, 2002.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Марина Голомолзина



Читайте также:
ОДИНОКИЙ ПОЛЕТ ИЗ ОКНА. СУИЦИД - ЭТО...
АНАСТАСИЯ САЗОНОВА. ТАЛАНТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ВИКТОР ФРАНКЛ: ЖИЗНЬ РАДИ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ

звуковой вектор, творчество, известные люди

Previous post Next post
Up