Экзамены - это, безусловно, стресс для студента. Минуя долгое вступление, сразу скажем, что каждый студент обладает своими особенностями в восприятии и усвоении информации. Исходя из этого, становится понятно, что каждый нуждается в разных подходах к обучению. А какими должны быть эти подходы и как составить свой индивидуальный план обучения, не тратя драгоценное время на проверку десятков советов, взятых из внеочередных статей в интернете, мы разберем в данной статье, опираясь на знания, полученные на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начнем с основ:
Мы разные, и это прекрасно
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана каждый из нас рождается со своими индивидуальными особенностями и талантами, которые разделяются на 8 отдельных групп - «векторов». Каждый вектор является совокупностью бессознательных психических желаний и свойств, направленных на реализацию этих желаний. Чтобы было понятнее, сразу перейдем к примерам.
![](http://ic.pics.livejournal.com/psiholog_vektor/50797253/341165/341165_original.jpg)
Кто они - люди, на лету усваивающие информацию?
Вам наверняка приходилось наблюдать таких людей. Они быстрые и ловкие, стремятся экономить на всем и вся, начиная от времени и заканчивая выдаваемой вам информацией (о себе не расскажут ни слова, зато все о вас расспросят). Эти люди - обладатели кожного вектора. У них врожденное желание к экономии (пространства, времени, информации и энергии). От природы они способны к четкой самоорганизации и самодисциплине, а в дальнейшем - способны вынести это свое умение на руководство и организацию деятельности какой-либо группы людей.
Одной из главных особенностей таких людей является логическое мышление, которое дает им возможность усваивать информацию в причинно-следственном формате: «второе следует из первого, потому-то и тому-то». Когда они видят точную причинно-следственную связь в предмете, то им несложно в нем разобраться. Главное - найти выгоду от подобной траты времени.
Вследствие перечисленных особенностей люди с кожным вектором являются именно теми, для кого подготовиться к экзамену в последний момент не составляет никакого труда. Тем более что, ввиду стремления к экономии сил и времени, они чаще всего идут на различного рода ухищрения (шпаргалки, микронаушники, незаметно пронесенный на экзамен телефон и так далее), которые в большинстве случаев помогают им успешно и с минимальными затратами своих усилий сдать экзамен.
Если же вам все-таки нужно подготовиться «на совесть» и усвоить большой объем информации, то предлагаем вам передвигаться во время усвоения информации или же делать перерывы в подготовке для проведения короткой физической разминки, ведь движение - это то, что активирует мышление человека с кожным вектором.
Также иногда люди с кожным вектором стремятся хвастаться своим успехом перед теми своими товарищами, которые, ввиду наличия у них совершенно другой психической природы, тратят на усвоение материала и подготовку к экзаменам намного больше времени и сил. Впрочем, о них сейчас и пойдет речь.
![](http://ic.pics.livejournal.com/psiholog_vektor/50797253/341437/341437_original.jpg)
Вид «Человек медлительный». Разбираем изнутри
В данном случае речь пойдет о людях неторопливых и обстоятельных, которые обладают феноменальной (в потенциале) памятью и системным мышлением, то есть усваивают информацию от простого к сложному, стремясь выстроить у себя внутри интегральную систему из усвоенных знаний. Такие люди обладают аналитическим мышлением и стремятся во всем разобраться досконально. Это обладатели анального вектора, который наделяет своего носителя желанием к усвоению информации и передачи ее во времени.
Следовательно, людям, имеющим в своем психическом наборе анальный вектор, нужно выделять больше времени на подготовку к экзаменам, ведь подобная особенность усвоения новой информации требует, как уже говорилось выше, намного бОльшей обстоятельности. Зато вся та информация, которая однажды попала в нейронную сеть такого человека, отныне останется там навсегда, а не только на время сдачи экзаменов и зачетов, как у кожников.
Обычно обладатели анального вектора и готовятся заранее, а не впопыхах и в последний момент. Но для них подготовка всегда связана с некоторыми стрессами. Слишком уж они боятся опозориться и не сдать экзамен - не оказаться на высоте. Все это накладывает свой отпечаток на подготовку к экзаменам таких людей.
Готовясь к экзаменам, они многократно повторяют и всегда идут по порядку. Очень волнуются и переживают, когда остается мало времени. Если в этот момент их начать торопить или подгонять, что иногда делают близкие люди из самых добрых побуждений, они вообще могут впасть в ступор или начать упрямиться, а могут и заедать свой стресс сладким.
О внутренних противоречиях
Также стоит уточнить, что если обстоятельные студенты с анальным вектором по незнанию последуют совету своих кожных знакомых и начнут готовиться за неделю-две, то подобный подход завершится неспособностью усвоить какую-либо информацию. Ведь излишняя спешка вводит наших героев в состояние ступора - полной остановки мыслительного процесса, выбраться из которого без знания своей психической природы будет совсем непросто. Вообще, стоит сказать о том, что даже готовиться рядом с таким вот кожным шустрым товарищем не стоит, потому что он будет сбивать вас с вашего природного ритма.
Click to view
Но бывает и так, что в самом человеке есть оба контрарных вектора. Как поступать в этом случае можно прочесть
в статье. А мы с вами разберем следующую распространенную проблему:
Когда твоя мечтательность становится помехой
Мечтательность присуща людям, обладающим зрительным вектором. Это те, кто имеет образный интеллект, который идеально подходит для познания физического мира. Но очень часто по причине незнания себя и своих особенностей такие люди ошибаются с выбором метода подготовки, который не соответствует их психическим особенностям.
Зрительники, например, идеально усваивают ту информацию, которая подается через образы (картинки), и очень трудно им дается теория, предоставленная в виде скучных таблиц и километровых текстов. В таком случае зрительник интуитивно начинает искать применения своих психических свойств, улетая в мир образов, воображения, эмоций и мечтаний, а замечтавшись, может просто вылететь из процесса подготовки.
Второй намного бОльшей помехой при подготовке к экзаменам для зрительников является страх перед экзаменом, который не просто сковывает сознание, но и по мере нарастания может выливаться в истерики, панические атаки и так далее.
Богатое воображение начинает во всем искать какие-то «добрые» или «злые» предзнаменования. Тема всех фантазий, конечно же, - предстоящий экзамен. Такие люди могут даже вместо подготовки к экзаменам обращаться к гадалкам или сами раскидывать пасьянсы на удачу. А могут просто проигрывать удачные или не очень сценарии сдачи экзамена. Все эти «…вот я вошла такая вся красивая, а он на меня посмотрел, и сердце затрепетало…», «…мне повезло, и достался самый простой вопрос».
Или тут же в другую амплитуду: «ой, все пошло не так, звезды сложились плохо… преподаватель был злой, противный, даже не посмотрел на меня, как я красиво одета. Стал задавать какие-то нудные вопросы и… я завалила экзамен…»
Как же выйти из этого состояния? Очень просто, используя свои сильные стороны. Начать все-таки готовиться к экзамену - рисовать блок-схемы, запоминать информацию с помощью ассоциаций и образов. То есть использовать свои сильные стороны во благо, а не растрачивать их на пустые мечты и фантазии. Подробнее о зрительном векторе можно прочитать
здесь.
Далее мы рассмотрим последнюю преграду, которая принимает форму небольшого короткого вопроса и образует между нами и подготовкой настоящую непроходимую пропасть:
«А смысл?»
Есть особые люди - гении в потенциале, обладатели
звукового вектора. Что же им мешает подготовиться к экзамену? Как ни странно, это извечные вопросы о смысле всей этой суеты.
Их желание в объеме своем намного бОльшее, нежели желания всех остальных векторов, и они абстрактны и не связаны с материальным миром. Поэтому если в векторальном наборе человека присутствует звуковой вектор, находящийся в состоянии ненаполненности, то огромная звуковая пустОта так «глушит» собой желания всех остальных векторов, что ни о какой подготовке к каким-то там экзаменам и мыслей не возникает.
Звуковикам жизненно необходимо понять, кто они и для чего они, зачем надо что-то делать? Иначе экзамены - это самое последние звено в цепи их сосредоточения.
Что делать, когда все вышеописанное - это один ты?
В наше время наиболее распространенным становится явление наличия у людей от 3 до 5 векторов (иногда более), ведь и мир, и наше общее психическое развивается на усложнение. Если вы узнали себя во всех четырех описаниях, значит, вы обладатель одновременно кожного, анального, зрительного и звукового векторов. Кстати, чаще всего у студентов бывает какое-то сочетание из этих векторов. Что делать в таком случае?
Следует знать, что свойства каждого вектора не смешиваются со свойствами других векторов. Но при этом часто работают в связках, например, кожно-зрительное сочетание или анально-звуковое. Следовательно, все вышеперечисленные советы являются действенными и для так называемых полиморфов (людей с 2 и более векторами), просто нужно подробнее разобраться в особенностях сочетания такого количества векторов в одном человеке.
Click to view
Сделать это вы можете на ближайших бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, ведь, пройдя их, каждый уносит с собой свой результат. Об этом свидетельствуют
тысячи слушателей, прослушавших данные бесплатные занятия. Вот отрывки из их откровений:
«...Неожиданно стали делаться дела, которые привычно много лет делались с огромным трудом и постоянно откладывались...»
Марина Е., руководитель шоу-проекта Тольятти «...Хотела поделится результатом, который недавно обнаружила. Я до СВП занималась организацией конференций, для меня каждое мероприятие было пыткой - я постоянно боялась, что все будет неправильно, что не успею, опоздаю, опозорюсь, запутаюсь-перепутаюсь, поэтому перед самой конференцией у меня всегда начинался нервный тик на лице, с которым я ничего не могла поделать. Это проходило через недели две, а потом все начиналось по новой. В конце концов я уволилась с этой работы, потому что было просто невозможно уже все это выдерживать. Вот прошло несколько лет после моего первого знакомства с СВП, и меня вновь пригласили заниматься конференциями, а я взяла и согласилась. Боже мой, да более приятной работы у меня никогда в жизни не было! Мне так приятно общаться с людьми, я наслаждаюсь организацией, распределением и вообще всем тем, от чего раньше у меня был инфаркт. И никакого тика...»
Виктория Р., журналист Киев, Украина «...При общении с людьми сразу подсознательно идет сканирование по векторам, общаться гораздо проще и интереснее)...»
Оксана К., медсестра широкого профиля Одесса, Украина «...Когда у меня получается увидеть системно, к примеру, лучшие проявления нашего менталитета, меня охватывает сильнейший трепет. Очень много получается наблюдать людей в плохих состояниях, особенно анальных людей. Причем складывается в абсолютную закономерность поведение совершенно разных людей, но в одинаково плохих состояниях. Также, когда я распознаю людей в очень плохих и даже опасных состояниях, мне кажется, что это очевидно, но когда я проговариваю эти наблюдения своим "несистемным" друзьям, это вызывает удивление и недоверие в мой адрес, откуда я так решила...»
Марина Б., арт-директор Бишкек
Click to view
Избежать подводных камней, на преодоление которых мы тратим слишком много сил и личностных ресурсов, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Когда вы понимаете себя и особенности своего мышления, любой экзамен будет для вас «всегда праздник». Не отказывайте себе в удовольствии поближе познакомиться с самим собой. Регистрируйтесь
здесь Автор: Юлия Штанько
Статья написана с использованием материалов
онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
Депрессия вдвоем, или Почему не помогает алкоголь Эмоциональная зависимость от человека, или Как разлюбить бывшего Где отметить Новый год на полную катушку ![](http://www.yburlan.ru/banners/zz-700-3.gif)