Панпсихизм ( -
душа) - представление о всеобщей одушевлённости природы
[1]. К устаревшим формам панпсихизма относятся
анимистические представления
первобытных культур,
гилозоизм в
древнегреческой философии, а также учения о
душе и психической реальности как подлинной сущности мира. Черты панпсихизма есть в учениях ряда немецких философов Нового времени: в концепции
монады Г. В. Лейбница, в философских идеях
Ф. В. Й. Шеллинга,
А. Шопенгауэра,
Г. Т. Фехнера,
В. Вундта,
Э. Гартмана, а также у
К. Г. Юнга; в русской философии - у лейбницеанцев
А. А. Козлова,
Л. М. Лопатина,
Н. О. Лосского[2] и др. и у
К. Э. Циолковского[1] (
Монизм Вселенной).
Среди современных известных философов сторонниками панпсихизма являются
Дэвид Чалмерс и
Гален Стросон[en][3]. Панпсихизм наряду с
нейтральным монизмомзавоевал определённое доверие у части современных философов и учёных, специализирующихся на исследованиях сознания, поскольку он предлагает
натуралистический подход к решению древних философских проблем, отвергая картезианский дуализм, христианскую теологию и механистическое мировоззрение, а также обещая решить актуальные социальные и экологические проблемы