Агентство Рейтер под вечер сообшило:
МОСКВА, 29 янв (Рейтер) - Государство может пойти на выкуп у инвесторов корпоративных облигаций, по которым наступил дефолт в силу объективных причин, а не мошенничества, считает глава ФСФР России Владимир Миловидов.
"Если государство пойдет на такой шаг - выкуп (дефолтных облигаций), - то только после того, когда станет понятна разумная оценка тех причин, которые привели к дефолту. (Выкуп возможен) если дефолт был связан с какими-то объективными обстоятельствами, а не просто был вызван злоупотреблениями", - сказал Миловидов
журналистам в четверг.
"(Нужно) чтобы выкуп не стал способом индульгенции того, что люди нарушали законодательство и просто присвоили деньги (полученные за облигации) и потом отказались по ним платить, а государство весь этот мусор выкупило. Такого быть не должно".
Мировой финансовый кризис, который закрыл долговые рынки для заемщиков второго-третьего эшелона, спровоцировал волну дефолтов на российском рынке облигаций, число которых, по данным Рейтер, достигло уже 86 c конца 2007 года
"У государства не должно оставаться прав требования по бумагам, которые заведомо мошеннические, заведомо обманным путем приведены к дефолту, с этим должны разбираться правоохранительные органы, государству тратить деньги на это не нужно", - сказал глава ФСФР.
Однако он не стал оценивать объем дефолтных облигаций, которые специально были приведены к дефолту.
"В каждом случае надо отдельно разбираться, но то, что умышленные дефолты есть, это факт... когда сами компании, андеррайтеры провоцируют дефолт".
ФСФР на прошлой неделе направила письма председателям Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда, а также министру внутренних дел РФ на тему того, как реагировать на ситуацию с дефолтами и рассчитывает совместными усилиями выработать правовую позицию судов для избежания ситуаций с искусственными дефолтами.
ФСФР ведет разбирательства с искусственными дефолтами и самостоятельно:
"По ряду случаев процесс еще не завершен, мы разбираемся. По каким-то случаям мы пришли к выводу, что ничего сделать не можем. По каким-то случаям наверняка что-то сделаем".
Миловидов признает, что ФСФР не может повлиять на эмитентов: "Практика судебная должна вырабатываться. Мы начали работу, но что мы можем сделать против эмитентов - лицензию же не отзовешь".
"Плохие долги действительно есть, с ними надо что-то делать - либо списывать с последующими разборками относительно того, кто виноват, принимать какие-то решения. Такая проблема существует у многих - не только у НПФ, у паевых фондов, у профучастников, в банках. Много облигаций, по которым не выплачиваются средства".
Выкуп "плохих" выпусков облигаций государством предложил Миловидову глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. По его словам, из всех активов НПФ в настоящее время порядка 20 процентов приходится на корпоративные облигации, из которых объем невыплат в силу дефолтов уже составил порядка 350
миллиона рублей.
ФСФР подготовила и направила в правительство законопроект о собрании облигационеров (владельцев облигаций), который направлен на защиту прав инвесторов.